Эксперты: "Марта" может не справиться со своими обязательствами
Согласно планам компании, только до конца 2006 г. запланировано открытие не менее 50 магазинов Pur Pur в Москве и регионах России, а к 2009 г. сеть уже будет присутствовать во всех городах России с населением от 500 тыс. человек. Инвестиции в проект до 2010 г. составят 52 млн дол. В планах компании до конца 2008г. занять не менее 25% сетевой и розничной торговли бижутерией и аксессуарами в городах-миллионниках и не менее 7% от общего объема российского рынка.
О причинах отказа от Colours & Beauty ничего не сообщается, однако источник в холдинге сообщил, что "мы купили франшизу итальянского ритейлера Colours & Beauty всего лишь год назад, однако на развитие этой сети нам не хватило денег, так что было решено попробовать развивать более дешевые магазины". Эксперты также отмечают, что долговые обязательства холдинга близки к критическим, а имеющиеся долговые обязательства вряд ли позволят "Марте" осуществить заявленную экспансию сети магазинов Pur Pur.
Отметим, что еще весной с.г. в ряде СМИ появилась информация о том, что портфель задолженности холдинга постоянно растет, несмотря на то, что "Марта" уже имеет крупные обязательства по кредитам. Так, в настоящее время у "Марты" в обращении уже есть три облигационных займа: на 700 млн, на 1 млрд руб. и на 2 млрд руб. Однако облигационные займы являются не единственными у компании. Так, "Марта" уже брала крупные заемы у банков "Зенит", Raiffeisen Bank Austria и Импэксбанка. А в конце апреля стало известно о том, что холдинг намерен привлечь еще один кредит на 700 млн руб. у Банка Москвы. Всего по оценкам экспертов, общий объем заявленных инвестиций и долговых обязательств "Марты" на март месяц составлял более 700 млн долл. Как рассказал газете РБК-daily аналитик брокерского дома "Открытие" Александр Афонин, долговая нагрузка розничного подразделения составляет 54% активов, что выше, чем у других компаний розничной торговли (к примеру, у "Пятерочки" данный показатель составляет 34%, у "Перекрестка" – 35%).
Аналитики предположили, что последний облигационный заем на 2 млрд руб. (июль с.г.) пойдет на рефинансирование уже имеющейся задолженности, однако по словам PR-директор холдинга Евгения Сухарникова, средства от займа пойдут на экспансию сети Grossmart в регионы. И правда, только за лето-осень с.г. "Марта" приобрела крупный торговый центр в Красноярске, 69 магазинов во Владимире (стоимость сделки эксперты оценили в 70-80 млн долл.), а также обнародовала планы по покупке спортивной сети магазинов в Москве.
Эксперты отмечают, что холдинг выбрал слишком рискованный путь развития. Так, по мнению аналитиков ИБ "Траст", бизнес холдинга развивается в очень агрессивной манере со значительным финансовым рычагом и недостаточным уровнем прозрачности. При этом, в отличие от других кредиторов Марты, дающих компании деньги под обеспечение, риск акционеров фактически несут держатели облигаций. Т.е. если бизнес продолжит развиваться успешно, то инвесторы получат доход, если же возникнут проблемы – вероятность получения назад инвестированных средств достаточно низка.
Не случайно, весной появилась информация о том, что с "Мартой" может расстаться ее крупнейший партнер – немецкая компания REWE, с которой у "Марты" совместное предприятие в области ритейла - Billа Russia. Причина в том, что российский холдинг бросил все свои силы на другие проекты и теперь не имеет средств для совместных с REWE инвестиций в российский рынок. Кроме того, эксперты отметили, что в этом году один из основателей холдинга Дмитрий Октябрьский продал 50% своей доли в компании второму акционеру Георгию Трефилову. По словам источника в "Марте", в последние год-два акционеры компании стали расходиться во взглядах на развитие холдинга. Георгий Трефилов считал, что необходимо диверсифицировать бизнес, а Дмитрий Октябрьский настаивал на развитии одного-двух направлений, не желая распылять средства по нескольким активам. По словам источника, в определенный момент Д. Октябрьский решил зафиксировать прибыль, считая, что выбранный путь развития "Марты" может привести холдинг к краху.
Бизнес "Марты" сильно диверсифицирован и холдинг развивает сразу несколько направлений: от розничной торговли (бренды BILLA , GROSSMART , Colours & Beauty) до девелопмента (Группа РТМ) и производства полимерной упаковки. В 2005г. товарооборот холдинга составил 442,7 млн долл. Выручка холдинга в прошлом году по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в сфере розничного бизнеса выросла на 37% – до 171,2 млн долл. Основными акционерами Холдинга являются Георгий Трефилов (75%) и Борис Васильев (25%).