МОТ уточнила предложение о введении четырехдневной рабочей недели
Международная организация труда опубликовала уточнение по поводу опубликованной статьи на своем сайте, в которой предлагалось сократить рабочую неделю до четырех дней. «Недавно в блоге Международной организации труда Work in Progress был опубликован пост, посвященный потенциальным преимуществам сокращения рабочей недели. Данный пост был прокомментирован на нашем сайте как предложение МОТ», – цитирует Интерфакс заявление международной организации.
«Позиция МОТ относительно продолжительности рабочего времени отражена в девяти международных трудовых нормах, принятых в период с 1919-й по 1994 год. Эти нормы создают рамочные основы регулирования продолжительности рабочего времени, а также ежедневного и еженедельного отдыха и ежегодного отпуска», – говорится в пресс-релизе.
В МОТ добавили, что блог Work in Progress является площадкой для экспертов, где они обсуждают актуальные проблемы в сфере труда.
3 октября в блоге Work in Progress была опубликована статья эксперта МОТ Джона Мессенджера «Пять веских причин для введения четырехдневной рабочей недели». В ней эксперт приводит доводы в пользу сокращения рабочего времени. Он подчеркнул, что идея не нова и поддерживается многими крупными бизнесменами, включая основателя поисковой системы Google Ларри Пэйджа и миллиардера из Мексики Карлоса Слима.
В первом пункте Мессенджер указал на вред здоровью сотрудникам компаний, практикующих ненормированный график, и связанные с ними «ошеломляющие» затраты. «Сердечно-сосудистые заболевания, желудочно-кишечные и репродуктивные проблемы, нарушения опорно-двигательной системы, хронические инфекции, проблемы с психикой», – перечислил эксперт последствия ненормированного рабочего дня. Переход на четырехдневную рабочую неделю поможет снизить эту проблему, считает он.
В качестве второго довода эксперт указал на благотворное влияние укороченной рабочей недели на рынок труда – ее введение будет способствовать созданию рабочих мест. Он напомнил, что во время глобального экономического кризиса некоторые политики рекомендовали компаниям на снижение спроса на свою продукцию и услуги отвечать сокращением рабочей недели, а не рабочих мест. К примеру, вместо увольнения 20% персонала работодатели могут сократить рабочие часы для своих работников на те же 20% – с пяти дней в неделю до четырех, считает Мессенджер. Аналогичные меры могут быть использованы и в благоприятные с экономической точки зрения времена. В подтверждение своих слов он привел пример Южной Кореи, где сокращение рабочих часов с 44 до 40 часов в неделю привело к увеличению уровня занятости и производительности.
В третьем пункте эксперт попытался развеять устоявшееся во многих странах мира мнение, что ненормированный рабочий день приводит к высокой производительности. Это не только не соответствует действительности, а напротив, многие из стран, где продолжительность рабочего дня и недели больше, имеют низкую производительность труда, считает Мессенджер. Сокращение трудовых часов повысит мотивацию работников, снизит риск ошибок и несчастных случаев, поможет в борьбе с прогулами и текучкой кадров, полагает он. Следовательно, от сокращения рабочей недели выиграют не только рабочие, но и бизнес, заключил эксперт.
Сокращение рабочей недели также поможет сохранению окружающей природы, отметил эксперт. При всех разговорах об «озеленении» экономик стран о сокращении рабочих часов говорится очень редко, заметил Мессенджер. Он считает очевидным, что чем больше человек работает, тем значительнее будет оставленный им углеродный след. Снижение количества рабочих дней в неделю, следовательно – сокращение числа поездок на работу, сократят выбросы углекислого газа, что, в конечном счете, поможет развитию «зеленых» экономик, заметил эксперт.
Пятой причиной необходимости сократить рабочую неделю автор статьи назвал повышение качества жизни. Он сослался на ряд исследований, показавших, что постоянный ненормированный график является причиной конфликта между работой и частной жизнью. Это очевидно для сотрудников, имеющих детей или пожилых родителей, требующих ухода. Новые исследования показали, что сокращение рабочих часов повысит у работников удовлетворенность жизнью, полагает Мессенджер.
Переход на короткую рабочую неделю будет свидетельствовать не только о здравом смысле властей, но и станет следующим шагом на пути «к счастливому, здоровому и более устойчивому обществу», подчеркнул автор статьи.
Чтобы предложение международной организации стало обязательным для России, оно должно быть оформлено в виде конвенции, к которой РФ присоединится и которую ратифицирует, пояснила «Коммерсанту» гендиректор юридической биржи Yurbee Анна-Стефания Чепик. После ратификации в Трудовой кодекс должны быть внесены поправки. На данный момент Россия ратифицировала 68 конвенций МОТ, часть из них привела к изменениям в трудовом законодательстве.
В Госдуме не оставили без внимания идею о четырехдневной рабочей неделе и даже собирались обсудить ее. Председатель думского комитета по труду Андрей Исаев заявил «Коммерсанту», что предложение не останется без внимания. «Комитет на этой неделе примет решение о проведении круглого стола по данной теме», – рассказал депутат. Он отметил, что важно не количество дней, а количество рабочих часов. «Если работать четыре дня по десять часов, получится такая же 40-часовая рабочая неделя», — заметил Исаев. По его мнению, нужно обсуждать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением зарплат.
Российские эксперты и бизнес к идее МОТ относятся с осторожностью. Исследование HeadHunter показало, что в России лишь каждый десятый работодатель одобряет сокращение рабочей недели до четырех дней, каждый четвертый – категорически против. Большинство работников – 67% – также не поддержали бы перемены.