Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Что такое мезонинное финансирование и чем оно выгоднее в строительстве РБК и Сбер, 22:47
Сколько регионы получают из бюджета и фонда ОМС. Инфографика Экономика, 22:45
Глава Пентагона заявил, что США еще не начали переброску войск в Европу Политика, 22:44
Гасанов нокаутировал Джанаева и защитил чемпионский пояс ACA Спорт, 22:42
«Серебряные коньки» и режиссер Панфилов получили «Золотых орлов» Стиль, 22:20
Пентагон усомнился в неизбежности конфликта России и Украины Политика, 22:12
В Европе провели самый дорогой футбольный трансфер зимы Спорт, 21:56
МИД направил ноту протеста после акции у представительства в Грузии Политика, 21:55
Естественная убыль населения впервые в новой истории превысила 1 млн Экономика, 21:30
Джокович стал почетным жителем черногорского города Будвы Спорт, 21:28
Легко ли обмануть вашего внутреннего покупателя. Тест РБК и Сбер, 21:24
Баскетболисты ЦСКА обыграли УНИКС в матче Евролиги Спорт, 21:06
Как учитывать потребности клиентов и не отпустить их к конкурентам РБК и VK, 21:01
Смертность среди больных COVID-19 в России за год превысила 500 тыс. Общество, 21:01
Экономика ,  
0 

Бизнесу дадут поблажку при возбуждении уголовных дел

Госдума поменяет уже одобренный было порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Для этого депутаты вернут из третьего во второе чтение президентский законопроект. Решающее слово останется за СКР, но налоговики получат время на содержательный отзыв
Фото: Lori
Фото: Lori

Одобренный во втором чтении законопроект возвращает следственным органам утраченное в 2011 году право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Согласно новому порядку, при поступлении материалов доследственной проверки следователь в течение трех суток должен направить в налоговую службу копию материалов с предварительным расчетом суммы недоимки по налогам и сборам. Налоговая, в свою очередь, должна в течение 15 дней либо дать свое заключение о правильности расчета недоимки по результату налоговой проверки, либо сообщить о начале или отсутствии проверки. Если ответ из ФНС не приходит в СКР за это время, следователь принимает решение о возбуждении дела или отказе от возбуждения без него.

Перед третьим чтением депутаты решились на важную поправку, которая корректирует сроки принятие решения. Чтобы их учесть в тексте законопроекта, его собираются вернуть с третьего обратно на второе чтение, рассказал РБК источник в профильном комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, и подтвердили еще два депутата Госдумы. По словам одного из них, это может произойти уже в эту пятницу. В таком случае документ может голосоваться сразу во втором и третьем чтениях.

Возвращение законопроекта на второе чтение, согласно регламенту Госдумы, происходит «в исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Госдумы». Этот вопрос должен поставить на голосование председательствующий. Как замечает первый зампредседателя комитета Госдумы по регламенту коммунист Владимир Поздняков, депутаты редко возвращают законопроект на второе чтение, так это означает, что он содержит «брак».

Как говорится в поправках к законопроекту [копия есть у РБК], теперь СКР будет принимать процессуальное решение после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 дней со дня получения сообщения о преступлении. Следователь получит право не дожидаться ответа от ФНС только «при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Это важная поправка – из-за того что часть 15-дневного срока уходит на доставку корреспонденции, специалисту ФНС дается не больше пяти дней, чтобы рассмотреть информацию следователей по существу. Увеличение срока, в течение которого следователь дожидается ответа от ФНС, позволит налоговикам хоть как-то оценить информацию следователей по существу, считает партнер налоговой практики «Гольцблат BLP» Евгений Тимофеев.

За отведенные на ответ и пересылку бумаг 15 дней ФНС могла подготовить только формальный ответ на запрос СКР, подтверждает источник в правительстве, участвующий в ходе подготовки поправок к законопроекту. Данные о том, проходила или нет проверка компании, могут ничего не говорить по сути претензий следователей. За больший срок налоговики успеют дать объективный анализ подозрений в отношении бизнеса, который будет учитываться в суде, объясняет он.

Сделать полноценную экспертизу за несколько дней невозможно, соглашается замдиректора юридического департамента Торгово-Промышленной палаты Дмитрий Фадеев. По его словам, такой срок легко просрочить из-за болезни налогового инспектора или плохой работы почты, и это большой риск для бизнеса. «Но при коррупционных злоупотреблениях увеличение срока не будет играть большой роли», – скептичен он. Кроме того, «достаточные данные» – очень размытая формулировка для принятия решение следователем, не дожидаясь ответа из ФНС, она дает основания для трактовки по усмотрению конкретного сотрудника, считает он.

Насколько достаточными были основания для возбуждения дела до ответа из налоговой, будет решать суд, уточняет источник РБК в комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Поправки направлены на защиту интересов бизнеса, говорит депутат комитета по законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия»). «30 дней – это вполне достаточный срок, чтобы дать обоснованный, полный ответ СКР», – поясняет он.

Роль налоговой службы в процессе возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям должна быть увеличена, это будет правильно, говорит сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы не против того, чтобы следственные органы проводили расследования и возбуждали уголовные дела. Мы хотели бы, чтобы это не создавало необоснованных помех для управления бизнесом, чтобы максимально меньше было ошибок. Поправки в некотором смысле делают закон более технологичным», – отмечает он.

Уголовная ответственность за налоговые преступления должна наступать в отношении злостных уклонистов, согласен замглавы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев (КПРФ). «Налоговое законодательство сложное, может возникать недопонимание, в каких случаях можно платить или не платить. Есть добросовестные налогоплательщики, которые допускают ошибки по техническим причинам, и налоговая служба знает, с кем она работает нормально, а кто нарушает законодательство», – поясняет депутат.

Заключение налогового органа в любом случае будет учитываться, уверяет сотрудник СКР Георгий Смирнов. «Даже если оно поступило позже, ничто не мешает потом прекратить уголовное дело, не вижу в этом большой проблемы», – пояснил он РБК, выражая личное мнение.

Бизнес выступал против наделения СКР правом возбуждения «налоговых» дел. После либерализации законодательства у бизнеса стало меньше проблем, говорит партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов. «За время нового регулирования образовались определенные правила игры: малый бизнес не трогают, а если предпринимателя привлекают к ответственности, то, скорее всего, это чей-то заказ, было такое понимание», – считает юрист.

Как ФНС и СКР боролись за право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям

Декабрь 2011 года
Президент Дмитрий Медведев подписал законопроект, устанавливающий, что уголовные дела по налоговым нарушениям могут быть возбуждены только на основании материалов, представленных налоговыми органами.

Февраль 2012 года
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в статье «Перспективы создания в РФ финансовой полиции» указал, что не более 8% налоговых преступлений выявляется по результатам проверок налоговых органов, подавляющее же большинство преступлений (около 85%) выявлялось органами внутренних дел.

Октябрь 2013 года
Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, возвращающий СКР право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Ноябрь 2013 года
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать можно все что угодно, особенно когда одна структура с другой борется». После встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным Владимир Путин пообещал, что, возбуждая уголовные дела по налоговым преступлениям, следователи будут обязаны запросить мнение налоговой службы.

Декабрь 2013 года
Госдума приняла президентский законопроект в первом чтении. РСПП, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и  «Опора России» начали готовить поправки, согласно которым ни СКР, ни ФНС не обладали бы безальтернативным правом вынесения решения о наличии фактов преступления.

Июнь 2014 года
Путин поручил вернуть следователям право самостоятельно возбуждать налоговые дела.

Сентябрь 2014 года
Госдума приняла законопроект во втором чтении.