Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Красный цвет в кино: от Тарантино до алой помады. Подкаст РБК и ASUS, 23:12
В Петербурге арестовали главврача клиники после смерти пациентов от бария Общество, 23:08
Что такое мезонинное финансирование и чем оно выгоднее в строительстве РБК и Сбер, 22:47
Сколько регионы получают из бюджета и фонда ОМС. Инфографика Экономика, 22:45
Глава Пентагона заявил, что США еще не начали переброску войск в Европу Политика, 22:44
Гасанов нокаутировал Джанаева и защитил чемпионский пояс ACA Спорт, 22:42
«Серебряные коньки» и режиссер Панфилов получили «Золотых орлов» Стиль, 22:20
Пентагон усомнился в неизбежности конфликта России и Украины Политика, 22:12
В Европе провели самый дорогой футбольный трансфер зимы Спорт, 21:56
МИД направил ноту протеста после акции у представительства в Грузии Политика, 21:55
Естественная убыль населения впервые в новой истории превысила 1 млн Экономика, 21:30
Джокович стал почетным жителем черногорского города Будвы Спорт, 21:28
Легко ли обмануть вашего внутреннего покупателя. Тест РБК и Сбер, 21:24
Баскетболисты ЦСКА обыграли УНИКС в матче Евролиги Спорт, 21:06
Падение экономики ,  

Правительство решило отменить бюджетное правило в 2016 году

Правительство 9 сентября рассмотрит вопрос о заморозке бюджетного правила в 2016 году и временном переходе на однолетний бюджет. Это означает отказ от ограничения госрасходов и от резервирования нефтяных доходов
Фото:  «РИА Новости»
Фото: «РИА Новости»

Cлишком мягко

Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила законопроект, предусматривающий формирование годового бюджета (вместо трехлетнего) и приостановке на 2016 год применения «бюджетного правила»​, рассказал ​первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Вопрос будет вынесен на заседание правительства 9 сентября.

«Считаю целесообразным приостановить бюджетное правило на один год. Оно оказалось слишком мягким», прокомментировал решение правительственной комиссии у себя в Twitter бывший вице-премьер и идеолог бюджетного правила Алексей Кудрин.

Бюджетное правило, действующее с 2013 года, формировалось таким образом: правительство высчитывало среднюю цену на нефть за предыдущие годы. Предельный объем госрасходов высчитывался исходя из суммы доходов (в рамках расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП.
Все доходы бюджета от более высоких цен на нефть должны идти в Резервный фонд, напоминает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина. Другими словами, бюджетное правило запрещает увеличивать общий объем расходов из-за излишка нефтедоходов. Но в условиях падения цен на нефть это правило де-факто не работает, потому что реальные доходы оказываются ниже цены отсечения (в этом году 96 долларов за баррель, в то время как прогнозируемая цена – 50 долларов).

Поэтому Минфин в последний год нас​​таивал на ужесточении правила. Минэкономики и соцблок правительства, наоборот, предлагали его смягчить, чтобы дать возможность направить дополнительные средства в экономику. Временный отказ от бюджетного правила может быть компромиссом, рассуждает Суслина: настало время его реформировать, но прийти к консенсусу в краткий срок не удалось.

Нехороший прецедент

После 2016 года правительство вернется к бюджетному правилу, но в «модифицированном виде», уверен министр финансов Антон Силуанов. Однако министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что отмена правила может не ограничиться одним годом.
Временная отмена бюджетного правила создает риск для полной его отмены в будущем, опасается главный экономист по России и СНГ ING Дмитрий Полевой. «Аналог — накопительная часть пенсионной системы, которую сначала отменили на время. А у бюджетного правила в правительстве было большое количество противников. И если исходить из того, что переход на однолетний бюджет с отменой бюджетного правила — финальное решение, то возрастают риски того, что это надолго», — рассуждает экономист.

Когда доходы бюджета падают, и резервы не накапливаются, а тратятся на покрытие дефицита, бюджетное правило не имеет смысла, отмечает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. «Но долгосрочно надо будет посмотреть, не будет ли так, что расходы будут расти пропорционально доходам» — говорит Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ.

Расходы пока наращивать нечем

В 2016 году существенного наращивания расходов ожидать не следует, полагает Суслина: большой дефицит бюджета просто нечем будет покрыть. «Мы можем, конечно, написать, что мы займем в долг много-много денег, но на самом деле финансировать нечем: на внешних и внутреннем рынках много не займешь, в Резервном фонде, если его потратить, к предвыборному году не останется ни копейки – это вряд ли власть допустит», - рассуждает Суслина. Монетарные способы также неприемлемы с политической точки зрения, так как неизбежно приведут к разгону инфляции.

«И это не нормативное, а фактическое ограничение для раздувания расходов. Тут речь пойдет не о том, насколько бюджетополучатели будут просить увеличить расходы, а о том, насколько сильно их будут сокращать», - резюмирует она.

Переход с трехлетнего бюджета на годовой, связанный с неопределенностью цен на нефть, анонсировал 2 сентября помощник президента Андрей Белоусов. Это решение не связано с кризисом, заявил он. В течение года цены на нефть найдут равновесие, рассчитывает Белоусов, а пока бюджет будет исходить из цены в 50 долл. за баррель.