Dow сыграл в американские горки на фоне греческой трагедии
В ходе торговой сессии индекс Dow "провалился" на 997 пунктов, что стало самым значительным внутридневным падением в истории самого известного биржевого индекса. За считанные часы американский рынок акций "подешевел" более чем на 1 трлн долл.
Массированные распродажи на американских биржах напомнили осеннюю панику 2008г., спровоцированную банкротством инвестбанка Lehman Brothers. Тогда за один день, 29 сентября 2008г., Dow упал на 777,7 пункта, что стало рекордным падением по итогам одного торгового дня.
Сегодня рынок сотрясают иные катаклизмы, связанные уже не с крахом отдельных банков, но с угрозой банкротства целых стран. Помимо Греции это некогда благополучная Испания и даже Великобритания с ее пока еще высшими кредитными рейтингами. Да и сами Соединенные Штаты поражают экономистов гигантским бюджетным дефицитом, хотя эта проблема не так актуальна, покуда доллар сохраняет статус мировой резервной валюты.
Греческий фактор
"Это само собой разумеющаяся реакция на продолжающиеся проблемы в Европе, в особенности Греции, в меньшей степени Португалии, Испании, Великобритании", - отмечает трейдер Seaport Securities Тед Вайсберг, которого цитирует CNN. Акции "шатались" то вниз, то вверх на протяжении последних двух недель, пока инвесторы оценивали возможные последствия нарастающего долгового кризиса в Европе.
Казалось, что проблему решит соглашение о предоставлении Греции льготных кредитов на 146 млрд долл. со стороны Евросоюза и МВФ. Однако рынок не мог не усмотреть в этом и "обратную сторону медали". Теперь инвесторы опасаются, что у Европы не хватит ни финансовых, ни политических ресурсов, чтобы в случае необходимости протянуть руку помощи Испании, Португалии или другим проблемным странам. Кроме того, шоком для многих стала реакция греческого общества на соглашение с МВФ и меры властей по сокращению бюджетных расходов. На этой неделе в стране прошла 24-часовая всеобщая забастовка, на улицах Афин бушевали страсти, пролилась кровь.
"Рынок все больше осознает, что Греция должна обанкротиться, - сказал CNBC банковский аналитик Дик Боув. - Уличные беспорядки показали, что решение продолжать платить по долгам принимается не в Германии, Франции или Швейцарии, оно принимается народом Греции, а они вовсе не собираются выплачивать долги".
"Мы видели, как этот кризис начинался в Греции, затем он становится региональным, охватывает зону евро в целом и, наконец, может приобрести по-настоящему глобальный характер", - добавляет исполнительный директор крупнейшего фонда облигаций PIMCO Мохаммед эль-Эриан.
Беги, трейдер, беги
Обвал американских котировок, как это уже не раз случалось в кризисные времена, вызвал массовый побег в "безопасные", спасительные активы - золото, казначейские облигации США. Доллар подскочил к евро, и стоимость евровалюты упала до минимальной с марта 2009г. - в район 1,25 долл. Фьючерсы на золото в Нью-Йорке закрылись в плюсе на 1,9% - на отметке 1197,30 долл. за унцию. Стоимость 10-летних Treasuries значительно выросла - доходность бумаг снизилась до 3,46% по сравнению с 3,55% в предыдущий день.
Что же касается биржевых индексов, то они под занавес торгов отыграли большую часть потерь - уж слишком глубокой виделась игрокам просадка. Dow финишировал в минусе на 347 с лишним пунктах (-3,2%), индекс S&P 500 упал без малого на 38 пунктов (-3,2%), а индекс Nasdaq - на 82,7 пункта (-3,4%). Падение Dow Jones в процентном отношении стало самым значительным более чем за год, равно как и провал индекса S&P.
Падение американского рынка, тем не менее, вызвало цепную реакцию на рынках Азии, где японский Nikkei завершил день снижением на 3,1%, южнокорейский KOSPI - на 2,2%, а китайский Shanghai Composite - почти на 2%. В конечном итоге происходящее в мире стукнуло и по России, чей фондовый рынок "взял под козырек" и послушно опустился на те же 3% в самом начале торгов.
Никто не виноват?
"Свободное падение" фондовых индексов вызвало недоумение у некоторых участников торгов, заговоривших о техническом сбое и некорректных сделках по отдельным бумагам. Телеканал CNBC сообщил со ссылкой на "многочисленные источники", что некий трейдер ввел в заявку символ "миллиард" вместо "миллион", после чего акции компании Procter & Gamble (P&G), компонента Dow Jones, обрушились почти на 37%. По слухам, это был трейдер банка Citigroup, однако в Citi эту версию сразу же опровергли.
"Мы вместе с остальными участниками финансовой отрасли расследуем, откуда могла происходить сегодняшняя волатильность на рынке, - говорится в заявлении Citigroup. - На данном этапе нет никаких свидетельств того, что Citi причастен к какой-либо ошибочной транзакции".
Представитель P&G Дженнифер Чельюн заявила, что в компании не знают причин резкого обвала котировок, но пытаются это выяснить "вместе с Nasdaq и другими ведущими электронными биржами". Представители Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) сообщили, что в их торговых системах никаких технических сбоев зафиксировано не было. Биржевой оператор Nasdaq OMX и электронная платформа NYSE Arca все же решили пойти навстречу особо проигравшимся инвесторам и аннулировали все сделки по акциям, стоимость которых в ходе торгов падала более чем на 60%. Это вряд ли утешит тех, кто держал в своем портфеле такие голубые фишки, как Procter & Gamble, Apple или Bank of America, чьи курсы стремительно падали во время сессии.
Стремление ряда участников торгов объяснить беспрецедентное падение котировок исключительными обстоятельствами вполне понятно, однако оно не отменяет главного: "бычий" тренд на фондовом рынке США, начавшийся в марте прошлого года, слишком затянулся, в то время как мировая экономика сталкивается с новыми угрозами, на этот раз исходящими от суверенных заемщиков.
Подлинная коррекция означает исправление прошлых ошибок, и это справедливо не только для общества и отдельного индивида, но и для сферы экономики. Во время финансового кризиса 2008-2009гг. правительства не позволили обанкротиться утратившей ощущение риска банковской системе и всеми силами поддерживали расходы частного сектора, погрязшего в долгах. Однако настоящего делевериджа так и не произошло, только жить не по средствам теперь стали целые государства, перетянувшие на себя львиную долю долгов. Рассчитывать им остается, по-видимому, лишь на bailout свыше.