Тяжеловесы вырастут медленнее
Рост ВВП Германии в 2018 году замедлился до 1,5% после средних 2,1% в предыдущие четыре года. В третьем квартале немецкая экономика сократилась (на 0,2%) впервые с 2015 года, а промышленное производство в стране снижалось в декабре четвертый месяц подряд (главным образом из-за падения строительства и выработки электроэнергии). Темпы роста экспорта в 2018 году замедлились. К проблемам добавился рекордно низкий уровень воды в главной речной артерии Германии — Рейне — из-за аномально сухого лета. Загрузка судов сократилась, обмеление немецких рек могло снизить экономический рост в 2018 году на 0,7 п.п., оценил JPMorgan.
Главный немецкий биржевой индекс DAX в 2018 году показал худший результат с 2008 года, снизившись на 18%.
Экономика Италии уже находится в технической рецессии (два квартала снижения ВВП подряд). В четвертом квартале ВВП страны сократился на 0,2% к предыдущему кварталу. Это уже третья рецессия с 2008 года: Италия, на долю которой приходится около 15% ВВП еврозоны, традиционно является одним из экономических аутсайдеров в Европе. Прогноз относительно роста ВВП Франции, второй экономики еврозоны, понижен с 1,6 до 1,3%.
Что это значит для России
Еврокомиссия указала на исключительный уровень неопределенности, относящийся к торговой политике и будущим взаимоотношениям Евросоюза и Великобритании после Brexit. Базовый прогнозный сценарий сопряжен с множеством понижательных рисков. Например, по-прежнему сохраняется неопределенность относительно возможных договоренностей США и Китая в торговой сфере. А хаотический выход Великобритании из ЕС может привести «к более разрушительным эффектам для торговых отношений ЕС и Великобритании и экономической активности в Европе», чем сейчас предполагается.
Замедление экономики еврозоны может повлиять на торговые отношения с Россией, говорит директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александр Кнобель. Более медленный экономический рост, как правило, означает более низкий спрос на товары, в том числе импортные. Кроме того, государства еврозоны могут начать в условиях замедления принимать меры по защите своих производств, в частности вводить антидемпинговые пошлины, хоть и не в таких объемах, как США.
По итогам 2018 года товарооборот России и Евросоюза вырос на 19%, до $294 млрд, следует из статистики ФТС. Импорт России из ЕС практически не изменился, а российский экспорт в Европу вырос на 28%, до $205 млрд.
«Снижение темпов роста еврозоны усиливает конкуренцию между странами ЕС и странами остального мира, в том числе Россией. Один из путей улучшения своего положения для них [европейских компаний] в условиях ухудшающейся конъюнктуры — лоббировать ограждение от внешних участников. Они всегда это лоббируют, но чем ниже темпы роста, тем у них больше аргументов», — говорит Кнобель.