Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как работает военная ипотека РБК и ПСБ, 20:36 Синоптики предупредили об угрозе срыва воздушного парада в Москве Общество, 20:26 Под Нижним Новгородом заложили первый камень на стройке Сталин-центра Общество, 20:24 В Совфеде допустили сокращение рабочей недели для молодых мам Общество, 19:59 «Барселона» сыграла вничью с «Атлетико» в чемпионате Испании Спорт, 19:57 «Бавария» в девятый раз подряд стала чемпионом Германии по футболу Спорт, 19:51 При атаке на школу для девочек в Кабуле погибли более 30 человек Политика, 19:45 Путин заявил о попытках властей сделать Россию комфортной для мигрантов Политика, 19:01 Меркель выступила против заморозки патентов на вакцины от COVID-19 Политика, 19:00 «Рубин» в гостях одержал победу над «Арсеналом» Спорт, 18:55 Порошенко упомянул Путина в обращении к украинцам перед Днем Победы Политика, 18:51 Лучшие места Москвы для фотографий техники парада Победы. Инструкция Общество, 18:50 Посол России в ФРГ назвал сроки окончания работ по «Северному потоку-2» Экономика, 18:44 «Локомотив» сыграл вничью с «Динамо» и не смог опередить «Спартак» в РПЛ Спорт, 18:25
Экономика ,  
0 

Космос невезения: почему у России не осталось поводов для гордости

Освоение космического пространства никогда не было простым и безопасным делом, но всегда – вопросом национального престижа. Еще в эпоху СССР было принято гордиться разработками советских ученых и достижениями космонавтов. Мы привыкли быть "впереди планеты всей, потому что первыми в космос полетели", и ни у кого не возникало сомнений на этот счет.

Крушение советского строя не изменило положения – задел был огромен, сразу растерять его не удалось. Россия оставалась великой космической державой на протяжении двух десятилетий, и только в свете последних событий этот статус пошатнулся.

Менее чем за год Россию постигла череда неудач по части космических запусков. Сначала три навигационных спутника "Глонасс-М" упали в океан, за этим последовали потеря спутника "Экспресс-АМ4" и падение грузового корабля "Прогресс М-12М". Значит ли это, что Россия окончательно выбыла из лидеров освоения космоса?

Аварийный отсчет

В космической гонке СССР в свое время взял такие высоты, что мы гордимся ими до сих пор. Однако все было не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Сроки тогда были жесткими, задачи – сложнейшими, без ЧП тоже не обходилось.

По настоящему трагических аварий в СССР было две. В 1967г. космонавт Владимир Комаров погиб из-за отказа парашютной системы во время возвращения на Землю. Вторая трагедия произошла в 1971г. - тогда в момент приземления "Союза-11" произошла разгерметизация корабля, и экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

После этого полеты космических кораблей "Союз" были приостановлены на 1,5 года, а целью стала проверка системы спасения экипажа в случае разгерметизации.

Однако космическим кораблям иногда не удавалось толком даже взлететь. В апреле 1975г. "Союз-18" должен был доставить космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова на орбитальную станцию "Салют-4". Все в мире к этому времени уже успели привыкнуть к надежности ракеты-носителя P-7А и не могли даже представить, что она не выведет корабль в космос.

Тем не менее именно это и произошло: корабль аварийно отстыковался и стал камнем падать вниз. Космонавты с трудом приземлились на один из хребтов Алтайских гор и несколько дней ожидали спасателей. Чем не сценарий для фильма-катастрофы, написанный самой жизнью?

Безусловно, все причастные к аварийным ситуациям получали выговор. Однако повсеместные увольнения и наказания в виде тюремного заключения не применялись. "Если у человека не было выговоров, считалось, что он не работает. Но чтобы сажали в тюрьму или всех дружно увольняли - такого на моей памяти не было", - вспоминает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" им.Королева Александр Александров.

Потерянные 90-е

Накануне превращения СССР в Россию советская космическая отрасль имела две крупнейших программы: многоразовый комплекс "Энергия-Буран", который был альтернативой американских "шаттлов", и орбитальная станция "Мир".

Казалось, только появился реальный шанс вырваться далеко вперед, закрепить мировое лидерство в космосе, покорить далекие звезды, как вдруг СССР перестал существовать. Финансирование космической отрасли приостановилось, однако спасти разработки и продлить им жизнь удалось благодаря сотрудничеству с новыми "заклятыми друзьями" - США.

"В это время NASA заинтересовалась работой на "Мире". Мы тоже были заинтересованы в сотрудничестве, потому что нам были нужны деньги на продолжение программ", - вспоминает А.Александров. Благодаря такому сотрудничеству США вложили в российские космические исследования около 330-340 млн долл., а взамен получили информацию по множеству разработок, в частности по кораблю "Союз".

После того как сотрудничество с американцами подошло к концу, российские космические исследования снова вернулись к финансированию из скудного бюджета.

"Тогда же началась подготовка к работе с Международной космической станцией. По настоянию Роскосмоса, не исчерпав весь потенциал "Мира", мы переключили внимание на МКС", - рассказывает А.Александров.

В 90-е было сравнительно немного запусков - страна только начинала самостоятельное плавание в космические просторы и делала это нерешительно. С 1990г. по 1999г. было осуществлено около 46 запусков космических аппаратов: 20 из них - с космодрома Плесецк, остальные - с Байконура. Несмотря на всеобщую нехватку средств, практически все запуски осуществлялись штатно и проходили успешно.

"Серьезных аварий в 90-е годы не было. Конечно, были нестыковки, но чтобы потерять корабль - никогда", - отмечает космонавт.

Тройной удар

К нынешнему десятилетию Россия подошла с "Протонами" и "Союзами". Однако две аварии подряд, произошедшие в августе этого года, "приземлили" эти ракеты-носители до выяснения обстоятельств, заставив усомниться в надежности отечественных космических кораблей.

Первым тревожным сигналом стала потеря трех спутников "Глонасс-М". В декабре прошлого года они взлетели с космодрома Байконур лишь для того, чтобы через несколько часов упасть в Тихий океан, не достигнув орбиты. Причина потери аппаратов была определена как ошибка в расчетах: разгонный блок перезаправили двумя тоннами лишнего топлива.

Полетели головы: ряд руководителей структурных подразделений Роскосмоса привлекли к дисциплинарной ответственности, а позже лишился кресла глава ведомства Анатолий Перминов, которого заменили Владимиром Поповкиным.

Однако снять с руководящей должности одного начальника и заменить его другим еще не означает решить все проблемы. Прошло несколько месяцев и в августе был утрачен спутник "Экспресс-АМ4". Взлетев с Байконура, он так и не добрался до орбиты – подвел пятый разгонный блок "Прогресса". И пока межведомственная комиссия ищет виновных, дорогущий телекоммуникационный спутник бессмысленно блуждает в космических околоорбитальных просторах в качестве мусора. На создание нового потребуется около двух лет, а о его стоимости остается только догадываться.

Но, как говорится, беда не приходит одна. Менее чем через неделю на МКС отправился было грузовой корабль "Прогресс М-12М" с топливом, оборудованием и продуктами, запущенный с ракетой-носителем "Союз-У". Штатно он летел всего 5,5 минут: затем произошло нарушение работы двигательной установки, и вся дорогостоящая конструкция рухнула на Алтае.

Из-за крушения космического грузовика сместилась дата возвращения трех членов экипажа МКС. Кроме того, череда неудач поставила под сомнение успешность всех российских запусков и подорвала статус страны как надежного космического партнера.

Кто виноват?

Комиссия Роскосмоса признала аварию "Прогресса" случайностью. Однако ссылаться на случайные неудачи космических потерь не приходится: если обратить внимание на статистику запусков с начала 2004г., сразу бросается в глаза то, что ежегодно происходил один неудачный (частично или полностью) запуск. И это не говоря о том, что сроки самих запусков иногда переносятся, а новые разработки ждут появления на свет годами.

Ракеты и спутники не долетают до орбиты, а Россия несет серьезные финансовые и стратегические потери. При этом едва ли дело в недостатке финансирования: по неофициальным данным, прогнозируемый бюджет Федерального космического агентства на 2012г. составляет около 117,3 млрд рублей.

Особо активно Роскосмос пытается обратить внимание государства на развитие полезных и всегда используемых по назначению спутников ГЛОНАСС. Только в 2011г. на реализацию этой федеральной целевой программы из бюджета выделяется 19,3 млрд руб.

Стало быть, дефицита денег нет, зато налицо нехватка квалифицированных кадров. "Сейчас 60% работников, которые трудятся на предприятиях по производству двигателей, ракет, - люди пенсионного возраста, а смена приходит недостаточно интенсивно", - рассказывает А.Александров.

Удивляет и то, что подводит проверенная техника. "Если в начале беспилотные "Союзы" падали часто, так как тогда это был период испытаний, сегодня это уже серийная ракета, она не должна падать", - отмечает он.

Утешает лишь то, что выбор у остального мира невелик: американские "шаттлы" списаны из-за своей дороговизны и исчерпанного ресурса, и к МКС летать в любом случае придется на российских космических аппаратах. Но едва ли нашим партнерам нравится такая зависимость при подобной аварийности, а конкуренты вряд ли безучастно смотрят на такой шанс отломить лакомый кусочек прибыльного "космического пирога". Как говорится, на своих ошибках учатся, на чужих – карьеру делают.

И пока Россия строит воздушные замки космических достижений и выставляет на авиасалоне в Жуковском "потемкинские Бураны", конкуренты уже наступают нам на пятки.

Анастасия Жидкова, РБК