Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Офшорное кораблестроение созрело для господдержки

Весна-2007 оказалась на редкость красна для гражданского судостроения в России - на высшем уровне заговорили о его деградации. С начала года президент Владимир Путин не раз отметил, что за последние 10 лет почти 90% новых судов построены зарубежными фирмами, и далее тема перекочевала в компетенцию первого вице-премьера Сергея Иванова, курирующего проект по созданию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Офшорное кораблестроение созрело для господдержки

Россия намерена вернуться на рынок гражданского судостроения, следует из рапортов назначенного руководителем ОСК советника президента по военно-промышленной политике Александра Бурутина. По его словам, особое внимание будет уделяться строительству новейших судов для освоения шельфа (так называемому офшорному судостроению), для рыбопромыслового флота, а также разработке нового поколения судов типа река-море.

"Правда, на мировом рынке нас особенно и не ждут", - высказал свое мнение в студии программы "В фокусе" на РБК-ТВ зампред правительства Астраханской области Сергей Терсков. "В мировой конкуренции не устояли даже европейские верфи, - напоминает чиновник. - Побеждают южные страны: КНР, Япония, Южная Корея. Тем не менее Россия в силах вернуть хотя бы внутренний рынок, немалая доля которого уже освоена мировыми брендами".

Для этого необходима коррекция системы налогообложения (проблема с возвратом НДС), обеспечение компаний госгарантиями по кредитам, и главное – обеспечение спроса на их продукцию в России. "Иначе предприятие, еще не начав производственный цикл, должно всех вокруг себя финансировать", - сетует гендиректор Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО) Константин Марисов. "Чтобы устоять на тендере, необходимо предоставить банковские гарантии, которые стоят денег. Когда покупаем металл, платим за него помимо таможенных пошлин еще и НДС, который возвратится лишь после того, как построим судно – то есть через несколько месяцев". Все эти расходы ложатся на заказчика. "Получается, что слабый заказчик вообще отсутствует на этом рынке, - объясняет бизнесмен, – корпуса наших судов покупают в Голландии, а в России таких денег нет".

Отметим, рентабельность в гражданском судостроении много ниже, чем в военном: 5-10% против 20-30%. В связи с этим "гражданские" корабелы обеспокоены возможным перекосом в финансировании разных проектов ОСК. Но в любом случае офшорное судостроение не проиграет: его рентабельность в гражданском секторе максимальна – 10%. Кстати, общее финансирование стратегии развития судостроительной отрасли в 2007-2009гг. составит 48 млрд рублей (включая 29,5 млрд из бюджета), как сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, пообещав к 2015г. увеличить экспорт гражданской продукции на 2%. Судя по столь скромному оптимизму, корабелам без погон есть от чего приуныть.

По крайней мере, на танкеры, газовозы, платформы для добычи углеводородов с шельфа спрос в ближайшее время им обеспечен. Офшорное судостроение динамично развивается и без бюджетных вливаний. "Но, достигнув определенного технологического уровня, мы понимаем, что, не сделав следующий шаг, просто не впишемся в рыночную экономику", - предупреждает С.Терсков. 40% флота морально и физически устарело. На устаревшем оборудовании работает и большинство судостроительных предприятий. "Например, в России делаются корпуса судов класса река-море, но до ума их доводят в Голландии, Польше или странах Прибалтики", - вторит К.Марисов. Этот факт лишний раз наглядно подчеркивает правомерность концепции сырьевого придатка (корпуса, лес-кругляк, сырая нефть и т.д.).

Для отрасли характерны и такие общие проблемы российской экономики, как дефицит кадров и дефицит идей - технологические разработки 70-х гг. вряд ли обеспечат прорыв на мировой рынок. Похоже, эти задачи пополнят "корзину" Российской венчурной компании (РВК). Кадровый голод требует как минимум возрождения технических кафедр при институтах и т.п.

Добавим, внимание к судостроению со стороны государства расценивается экспертами как позитивный фактор. Во многих странах доля госинвестиций в стоимости судна доходит до 30%. В связи с этим Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) была вынуждена даже лимитировать размеры государственного субсидирования и характеристики льготных кредитов для корабелов. Разумеется, РФ о таких ограничениях думать пока что не приходится.

К тому же помимо возрождения (или хотя бы модернизации гражданского флота) предстоит еще вернуть под свой флаг сотни кораблей. Сегодня РФ контролирует около 1,5 тысяч судов общим дед-вейтом более 15 млн тонн, но около 60% этого тоннажа перевозится под удобными для наших судов иностранными флагами, что дает право судовладельцам платить меньше налогов. Налоги, по расчетам С.Терскова, составляют 88 копеек с рубля прибыли, что немыслимо для такой капиталоемкой отрасли.

В реляциях бизнесмены и чиновники сообщают о том, что в 2006г. российские порты достигли дореформенных объемов перевалки грузов, и забывают упомянуть, что лишь 5% этих грузов перевозится под российским флагом. Под флагом России практически не осталось высокопроизводительных специализированных судов: контейнеровозов, рефрижераторов и паромов, нет соответствующих мировым стандартам крупнотоннажных танкеров для экспорта сырой нефти, балкеров для перевозки зерна, угля, руды и минеральных удобрений. Отсутствуют газовозы и суда для перевозки жидких химических грузов. Неплохо было бы начать возрождение отрасли с их возвращения: очевидно, что для этого необходимы экономические стимулы. Когда работать под российским флагом станет выгодно, корабли будут приобретаться и в лизинг, предполагают эксперты.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
США ввели санкции против «ответственных за подрыв демократии» в ГрузииПолитика, 05:36
Стихами представителя МИД Захаровой открыли премию «Золотой граммофон»Общество, 05:32
В «Авито» подсчитали, сколько россияне могут накопить за годОбщество, 05:06
В Туве напали на мигрантов из-за фейка о заражении ВИЧ из-за изнасилованиПолитика, 05:04
NYT сообщила о прорыве Россией «ослабленных» украинских позиций в ДНРПолитика, 04:54
«Я и моя богатая жизнь»: какие коды транслируют успехРБК и Сбер Первый, 04:50
Си Цзиньпин не приедет на инаугурацию ТрампаПолитика, 04:30
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Мэр Харькова сообщил о «прилете» по пятиэтажкеПолитика, 04:06
Премьер Польши назвал рукопожатия с Дональдами проблемой МакронаПолитика, 03:58
Трамп сравнил конфликт на Украине с ситуацией на Ближнем ВостокеПолитика, 03:38
Ливия потребовала от Москвы объяснить рекомендации не посещать странуПолитика, 03:16
США выделили Украине пакет помощи на $500 млнПолитика, 03:02
Кадыров сообщил о присвоении Золотову звания Героя РоссииПолитика, 02:41
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25