Рост тарифов "Транснефти" не сделает ее бизнес более рентабельным
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России во вторник, 5 августа, повысила тарифы на услуги по прокачке нефти по системе АК "Транснефть". Тариф на транспортировку нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы и за пределы таможенной территории РФ составит 15,4103 руб. за 100 т на км (без НДС).
Удельный вес среднего тарифа за услуги по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов АК "Транснефть" в цене на нефть с 5 августа составит: при поставках на НПЗ России - 3,78% (прирост составит 0,41% в цене на нефть на внутреннем рынке); при поставках на экспорт - 2,71% (прирост составит 0,25% в мировой цене на нефть). Удельный вес среднего тарифа за услуги по транспортировке нефти в цене автобензина на российском рынке составит 2,02% (прирост составит 0,1%).
Из сообщения ФСТ неясно, на сколько в среднем увеличился тариф "Транснефти", а в самой компании отказались от комментариев на эту тему. Последний раз тарифы на услуги "Транснефти" повышались 1 января 2008г. - в среднем на 19% (с 1 января 2007г. - на 8,7%).
С 5 августа правление ФСТ утвердило также тариф на услуги по транспортировке нефти по участку Ефимовка-Волгоград системы магистральных трубопроводов для ЛУКОЙЛа в размере 56,4158 руб. за тонну (без НДС). Решение принято для осуществления мероприятий по увеличению пропускной способности системы "Транснефти" для обеспечения транспортировки нефти на ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" в количестве не менее 10,9 млн т в год. Новые правила утверждены и для НК "ТНК-ВР". Услуги по наливу нефти на линейной производственной диспетчерской станции (ЛПДС) "Кротовка" системы трубопроводов АК "Транснефть" для ОАО "ТНК-ВР Холдинг" будут отныне стоить 150,00 руб. за тонну (без НДС).
Повышение тарифов на услуги по прокачке нефти по трубопроводам "Транснефти", вероятно, не оказало существенного влияния на котировки привилегированных акций нефтепроводной монополии и вряд ли окажет в обозримой перспективе. Дело в том, что повышение тарифов было прогнозируемо, ведь стоимость проекта ВСТО выросла уже вдвое, и "Транснефть" привлекла дополнительные кредиты, на выплату которых компании необходимы средства. Таким образом, чистая прибыль "Транснефти" может и не увеличиться, поэтому новых доводов в пользу открытия длинных позиций по бумагам компании не появилось.
По расчетам аналитиков ИК "Тройка Диалог", с учетом того, что тариф на транспортировку составляет около 50% от базового тарифа (оставшиеся 50% - тариф на диспетчеризацию поставок), средний тариф вырастет приблизительно на 10%. Очевидно, что повышение положительно скажется на прибыли "Транснефти" и создаст небольшой негативный эффект для нефтяников-пользователей трубопроводной системы, поскольку у компаний увеличатся расходы на транспортировку. Эксперты считают, что положительный эффект от повышения тарифов повысит EBITDA "Транснефти" в 2008г. приблизительно на 7% - до 6 млрд долл. Правительство, отмечают в "Тройке Диалог", проводит весьма своеобразную политику в отношении нефтяного сектора: оно увеличивает расходы нефтяных компаний, повышая тарифы на транспортировку по трубопроводам, вне зависимости от того, будет ли конкретная компания использовать ВСТО, и одновременно несколько снижает налоги.
По словам аналитиков Банка Москвы, новость является умеренно негативной для нефтяных компаний, для которых в очередной раз вырастут расходы на транспорт. Что касается владельцев привилегированных акций "Транснефти", то мы не ожидаем, что рост тарифов позволит компании значительно увеличить свободные денежные потоки и, соответственно, дивидендные выплаты: их роста можно ожидать не ранее 2012г., когда компания завершит свои основные проекты.
ФСТ одобрила тарифы для прокачки нефти по ВСТО в реверсном режиме на уровне 981 руб./т (41,94 долл./т), ранее предложенные "Транснефтью". Аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин считает установленный тариф не отвечающим текущим экономическим требованиям возводимого проекта, поскольку не окупает его в разумные 20 лет. "Мы полагаем, что уже по окончании строительства ВСТО и запуска его в аверсном режиме "Транснефть" могла бы обратиться в ФСТ для окончательного согласования тарифной политики для данного проекта с целью вывода его на разумный рентабельный и окупаемый уровень. По нашим подсчетам, такой уровень тарифа мог бы быть выше ныне установленного на 35%. Мы считаем, что для "Транснефти" данная новость будет нейтральной, поскольку. являлась ожидаемой. Для нефтяных компаний, вводящих в районе ВСТО месторождения в эксплуатацию, это положительное событие: они смогут выручить дополнительную прибыль", - резюмировал Д.Лютягин.
АК "Транснефть" - российская нефтепроводная монополия и крупнейшая в мире трубопроводная компания - владеет 48 тыс. 708 км магистральных нефтепроводов. В начале февраля 2008г. АК "Транснефть" завершила слияние с "Транснефтепродуктом". Доля Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) РФ в объединенной "Транснефти" увеличилась с 75% до 78,1057%.
Quote.rbc.ru