Правительственная комиссия завершила проверку НМТП
Согласно ее выводам, главной причиной снижения стоимости акций НМТП является неопределенность относительно дальнейшей судьбы госпакета компании. Об этом говорится в правительственном документе, который имеется в распоряжении РБК.
Приказ о проверке был отдан после того, как весной этого года правительство поручило Минтрансу и другим ведомствам осуществить проверку финансово-экономического состояния НМТП, уделив особое внимание отрицательной динамике стоимости акций компании. В выводах комиссии говорится, что мажоритарный собственник группы НМТП (Новапорт, паритетные владельцы группа "Сумма" и "Транснефть") эффективно управляет компанией, существенно повысив показатели эффективности группы НМТП. Установлено, что консолидация ООО "Приморский торговый порт" (ПТП) со структурами НМТП позволила увеличить объемы выручки группы за 2011г. на 60,3% - до 1,05 млрд долл., показатель EBITDA на 32,3% - до 550,3 млн долл.
В документе отмечается, что НМТП планомерно снижает долговую нагрузку, о чем свидетельствует снижение показателя чистого долга к EBITDA. "Снижение показателя чистый долг/EBITDA с 6,3 на конец первого квартала 2011г. до 3,8 на конец первого квартала 2012г. свидетельствует в целом об исполнении стратегии группы по планомерному снижению долговой нагрузки", - пишут авторы доклада, отмечая усиление контроля над издержками. В свою очередь рост операционной прибыли говорит о финансовой устойчивости группы.
Кроме того, новая стратегия группы НМТП, представленная в марте текущего года, была позитивно оценена инвестиционным сообществом. "С момента публикации стратегии с 13 марта 2012г. по конец апреля GDR компании на LSE выросли на 28,3%, в то время как индекс ММВБ за тот же период снизился на 6,3%", - говорится в документе.
"Текущая стоимость в силу низкой ликвидности не отражает реальную стоимость актива. В ходе предыдущих IPO в транспортном секторе сформировался круг инвесторов, готовых покупать российские активы по мультипликаторам, которые значительно выше, чем текущие мультипликаторы НМТП. На основе опыта открытых сделок по слиянию и поглощению за пределами РФ, можно сделать вывод, что продажа значимого пакета может быть осуществлена и по более высоким мультипликаторам", - говорится в документе.
Однако сейчас, по мнению членов комиссии, на акции НМТП оказывают давление низкая ликвидность, неопределенность с продажей госпакета и риски прихода нового стратегического акционера, который может поставить под риск реализацию стратегии НМТП, позитивно оцененной рынком. По результатам проверки комиссия, принимая во внимание процедуры и сроки подготовки решения правительства РФ о приватизации госпакета, считает целесообразным назначить инвестиционного консультанта для организации публичного размещения акций.
На конец I квартала 2011г. совокупный долг группы достиг 2,632 млрд млн долл., а чистый долг - 2,379 млрд долл. В течение 2011г. группа последовательно снижала долг, в результате чего чистый долг сократился до 2,379 млрд долл. "Прогноз поступления денежных средств от операционной деятельности на 2012г. и 2013г. в размере 450-550 млн долл., соответственно, дает основания полагать, что будущих денежных потоков от операционной и финансовой деятельности будет достаточно для выполнения группой своих обязательств", - говорится в документе.
"За последние полтора года НМТП показывает хорошие результаты - грузооборот растет выше рынка, поэтому нет никаких поводов говорить о том, что актив неэффективно управляется. Это и показала проверка Министерства транспорта. Весной компания представила долгосрочную стратегию развития, которую позитивно оценили инвесторы и рынок", - говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков считает, что у компании будет широкий спектр инвесторов, которые будут участвовать в приватизации. Кроме того, это хорошая новость для инвестиционной привлекательности России.
“Мы можем ожидать, что отношение международных инвесторов к российскому рынку улучшится. Предварительный выбор государства в пользу проведения размещения акций на бирже - сценарий, который прямо не относится ни к интересам "Роснефти", ни к интересам "Суммы". Это более независимый сценарий, который преследует интересы непосредственно государства как акционера, желающего максимизировать стоимость своего пакета. В данном случае при широком доступе инвесторов цена продажи будет наиболее высокой изо всех возможных вариантов, и он наиболее благоприятен для миноритариев. Есть все основания полагать, что free-float компании на рынке увеличится, как и ликвидность. Доступ широкого круга лиц к продаже этого пакета приведет к продаже акций с премией к рынку, и рынок будет отыгрывать это событие наверх" - отметил А.Рожков
Группа НМТП объединяет следующие стивидорные компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ООО "Приморский торговый порт" (с 2011г.), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "ИПП" и ООО "Балтийская стивидорная компания". Акции НМТП котируются на российской бирже, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. 50,1% акций ОАО "НМТП" принадлежит компании Novoport Holding Ltd., бенефициарами которой являются "Транснефть" и З.Магомедов (группа "Сумма").