И.Левитин: Российские дороги работают с перегрузками
Аналогичные проблемы могут возникнуть в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге и Владивостоке, подчеркнул министр. По его словам, к 2010г. процент дорог, соответствующих нормативным требованиям, снизится с 38% до 20% по федеральной сети и с 24% до 5% - по территориальной сети.
В России за последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог упали в 4 раза - с 7 тыс. км в 2000г. до 1 тыс. 750 км в 2004г. И.Левитин привел данные, согласно которым в России при ежегодном росте ВВП на уровне 7% должно каждый год вводиться 17 тыс. км новых дорог. В настоящее время, отметил он, строится в 10 раз меньше.
Министр также сообщил, что объемы ремонтных работ за последние пять лет снизились в 2 раза. В отдельных регионах происходит разрушение существующей дорожной сети. По словам министра, за 5 лет дорожная отрасль недополучила около 70 млрд руб. Доля расходов на дорожное хозяйство субъектов Федерации снизилась с 29% в 2000г. до 9,1% в 2004г. "Следствием всех этих факторов стало резкое ухудшение технического состояния и пропускной способности российских дорог", - заявил И.Левитин.
И.Левитин предлагает для решения сложившейся ситуации осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности госуправления и минимизацию бюджетных расходов. Также необходимо увеличить объемы бюджетного финансирования, сформировать условия для привлечения внебюджетных инвестиций, отметил министр.
И.Левитин также попросил депутатов обратить особое внимание на законопроект о концессиях. Закон "О концессионных соглашениях" поможет привлечь в дорожную отрасль РФ миллиарды долларов. Министр отметил, что концессия - это общепринятая мировая практика. "Из-за отсутствия этих норм страна теряет миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов ежегодно", - сказал министр транспорта. По его мнению, принятие данного законопроекта поможет стимулировать дополнительные инвестиции в дорожную отрасль. Также И.Левитин заявил о необходимости сформулировать условия привлечения в отрасль внебюджетных средств. По его данным, доля частного капитала в ремонте дорожного полотна может составить до 20%, а объем инвестиций - 2-3 млрд долл. в год.
Напомним, Госдума планирует рассмотреть законопроект "О концессионных соглашениях" во втором чтении в апреле 2005г. Законопроект о концессиях был внесен правительством и принят в первом чтении Госдумой в апреле 1996г. В дальнейшем работа по его подготовке ко второму чтению была приостановлена из-за неопределенности позиции правительства РФ. Законопроект определяет концессионное соглашение как договор о передаче инвестору на возмездной основе прав пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, или права на создание нового имущества с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность.
Следует отметить, что по данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось в три раза. В 2000 году выделялось 333 млрд руб., а в 2005 году – лишь 111 млрд. По словам главы агентства Олега Белозерова, если сейчас финансирование не изменить коренным образом, то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%".