Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В посольстве ответили но обвинения США в кибератаках на Олимпиаду в Корее Общество, 06:27 У Сбербанка появится сервис с информацией о тратах и передвижении россиян Технологии и медиа, 06:00 Сенатор во Франции предложила признать Нагорный Карабах Политика, 05:58 Что делать, когда не знаешь, чего хочется. Тест 05:48 Зеленский назвал условие введения жесткого карантина на Украине Общество, 05:46 Почти в половине регионов России заболеваемость ОРВИ превысила эпидпороги Общество, 05:18 Бизнес оценил шансы выжить в случае нового режима самоизоляции Общество, 05:00 Мэрия Москвы захотела следить за пассажирами через смартфоны Общество, 04:52 Помпео потребовал от России прекратить безответственность из-за хакеров Политика, 04:28 Как научная грамотность становится новым модным трендом РБК и Bayer, 04:26 Иммунолог назвал способы личной защиты от COVID-19 Общество, 03:57 Минфин предложил сократить 100 тыс. должностей в российской армии Общество, 03:43 Врачи оценили безопасность ношения маски при астме Общество, 03:00 Генералу СК предъявили окончательное обвинение за поджог дома губернатора Общество, 02:58
Падение экономики ,  
0 

Секвестр на триллион: кто выиграл и проиграл от сокращения бюджета

Секвестр бюджета на 2015 год в разной степени затронул интересы министерств и ведомств. В числе проигравших Росавиация и Минприроды. А МИД из-за девальвации рубля получит на 32,6% больше
Фото:Lori
Фото: Lori

Во вторник Минфин опубликовал на портале regulation.gov.ru проект изменений в федеральный бюджет на 2015 год. Общее сокращение расходов оценивается в сумму чуть более 1 трлн руб. Но дополнительные траты, связанные с обесцениванием рубля и необходимостью проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на уровень фактической инфляции, смазали эффект от секвестра. В результате общие расходы уменьшатся всего на 298 млрд руб.

Сокращение нельзя назвать равномерным (ранее предполагалось линейное сокращение расходов на 10%). Ведомства теряли деньги явно пропорционально своим лоббистским возможностям. Министр финансов Антон Силуанов, представляя основные параметры бюджета 2 марта, говорил, что в бюджете силовики занимают до 40% всех расходов. Еще около 35%, по его словам, – это социальный блок и дотации Пенсионному фонду. «Поэтому особо сильно здесь не разбежишься», – признался он. Выросший курс доллара потребовал даже увеличивать расходы МИДа и Минфина, связанные с внешними обязательствами. Доходы МИДа поэтому выросли на 32,6%, Минфина – на 7%.

Расходы ФСБ в 2015 году сократятся только на 2,9%, расходы Минобороны – на 3,7%. В целом секвестр 2015 года не превысил 2%. Основное сокращение расходов Минфин переносит на 2016–2017 годы, причем в наиболее жесткой форме – в 2017 году, поскольку в 2016 году министерство согласно потратить из Резервного фонда на расходы 1,16 трлн руб.

Доходы в новой редакции бюджета-2015 сокращаются куда значительнее, чем расходы, – на 2,6 трлн руб.: с 15 трлн до 12,5 трлн руб. Возникающую из-за этого дыру в бюджете в 2,76 трлн руб. (3,8% ВВП) Минфин намерен закрывать деньгами Резервного фонда. В результате к 2017 году в фонде останется всего 519 млрд руб. Наполняться вновь он будет только в том случае, если цена нефти отрастет до $70 за баррель.

Силуанов не скрывает, что более радикальное сокращение расходов и тем более их неувеличение станет возможным только после исчерпания резервов. Пока бюджетные проектировки это не показывают. Минфин предлагает зафиксировать такой курс прежде всего в основных направлениях деятельности правительства (ОНДП), которые в понедельник рассматривали на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

В ОНДП Силуанов предлагает зафиксировать отказ от пропорционального секвестра, который с трудом соблюдается и в 2015 году. Вместо этого предлагается перейти «к осмысленному выбору приоритетов, сокращению статей бюджета с учетом оценки их макроэкономического эффекта», говорится в проекте документа, с которым удалось ознакомиться РБК.

По логике Минфина средства Резервного фонда можно использовать только для смягчения бюджетного маневра, который позволит отойти от сложившийся в последние годы практики, когда постоянный рост расходов составлял около 1 трлн руб. в год. Идея, которая должна быть распространена на весь трехлетний бюджетный цикл, – заморозить расходы на уровне 2015 года (чуть более 15 трлн руб.).

Одна из главных целей проекта ОНДП – добиться бездефицитного бюджета к 2017 году. Силуанов настаивает на том, что в течение трех лет необходимо провести структурные реформы, они позволят снизить расходы, «которые мы потянуть не сможем». Предлагается оптимизировать социальные обязательства, провести пенсионную реформу и корректировать расходы на бюджетников так, чтобы зарплаты росли с учетом роста производительности труда.

Проект поправок в текущий бюджет правительство намерено утвердить уже 5 марта. Изменение ОНДП запланировано на 20 марта, только после этого Минфин начнет формировать подходы к правилам бюджета на 2016 и 2017 годы.

Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"