Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Госдуму внесли законопроект об NFT-токенах Крипто, 16:12
Спонсор Премьер-лиги решил отменить многомиллиардный контракт Спорт, 16:09
Эрдоган заявил, что не намерен разрывать отношения с Путиным и Зеленским Политика, 16:06
В Канаде зарегистрировали максимальную с 1991 года инфляцию Экономика, 16:05
Без права на зарплату: на что живут россияне, ухаживающие за инвалидами Партнерский проект, 16:03
МИД потребовал от Словении сократить число дипломатов в России Политика, 16:02
В 2021 году хакеры заработали $680 тыс. через программы-вымогатели Индустрия 4.0, 16:00
Орешкин назвал сроки начала восстановления экономики Экономика, 15:58
Суд в Польше заочно арестовал россиянина по делу о крушении в Смоленске Общество, 15:53
Арбитров из России не позвали на ЧМ-2022 по футболу Спорт, 15:49
МИД ответил ООН призывом снять санкции в обмен на доступ к портам Украины Политика, 15:47
Москалькова указала на отсутствие реакции на пытки военных на Украине Политика, 15:45
Кремль исключил планы возрождения пионерии проектом о молодежном движении Политика, 15:40
Еда и макияж: как заставить водителей не отвлекаться от дороги Партнерский проект, 15:40
Падение экономики ,  
0 

Секвестр на триллион: кто выиграл и проиграл от сокращения бюджета

Секвестр бюджета на 2015 год в разной степени затронул интересы министерств и ведомств. В числе проигравших Росавиация и Минприроды. А МИД из-за девальвации рубля получит на 32,6% больше
Фото: Lori
Фото: Lori

Во вторник Минфин опубликовал на портале regulation.gov.ru проект изменений в федеральный бюджет на 2015 год. Общее сокращение расходов оценивается в сумму чуть более 1 трлн руб. Но дополнительные траты, связанные с обесцениванием рубля и необходимостью проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на уровень фактической инфляции, смазали эффект от секвестра. В результате общие расходы уменьшатся всего на 298 млрд руб.

Сокращение нельзя назвать равномерным (ранее предполагалось линейное сокращение расходов на 10%). Ведомства теряли деньги явно пропорционально своим лоббистским возможностям. Министр финансов Антон Силуанов, представляя основные параметры бюджета 2 марта, говорил, что в бюджете силовики занимают до 40% всех расходов. Еще около 35%, по его словам, – это социальный блок и дотации Пенсионному фонду. «Поэтому особо сильно здесь не разбежишься», – признался он. Выросший курс доллара потребовал даже увеличивать расходы МИДа и Минфина, связанные с внешними обязательствами. Доходы МИДа поэтому выросли на 32,6%, Минфина – на 7%.

Расходы ФСБ в 2015 году сократятся только на 2,9%, расходы Минобороны – на 3,7%. В целом секвестр 2015 года не превысил 2%. Основное сокращение расходов Минфин переносит на 2016–2017 годы, причем в наиболее жесткой форме – в 2017 году, поскольку в 2016 году министерство согласно потратить из Резервного фонда на расходы 1,16 трлн руб.

Доходы в новой редакции бюджета-2015 сокращаются куда значительнее, чем расходы, – на 2,6 трлн руб.: с 15 трлн до 12,5 трлн руб. Возникающую из-за этого дыру в бюджете в 2,76 трлн руб. (3,8% ВВП) Минфин намерен закрывать деньгами Резервного фонда. В результате к 2017 году в фонде останется всего 519 млрд руб. Наполняться вновь он будет только в том случае, если цена нефти отрастет до $70 за баррель.

Силуанов не скрывает, что более радикальное сокращение расходов и тем более их неувеличение станет возможным только после исчерпания резервов. Пока бюджетные проектировки это не показывают. Минфин предлагает зафиксировать такой курс прежде всего в основных направлениях деятельности правительства (ОНДП), которые в понедельник рассматривали на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

В ОНДП Силуанов предлагает зафиксировать отказ от пропорционального секвестра, который с трудом соблюдается и в 2015 году. Вместо этого предлагается перейти «к осмысленному выбору приоритетов, сокращению статей бюджета с учетом оценки их макроэкономического эффекта», говорится в проекте документа, с которым удалось ознакомиться РБК.

Pro
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении
Pro
Фото: Carl Court / Getty Images Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать
Pro
Фото: Spencer Platt / Getty Images 40% в год — уже норма: как живет Аргентина в условиях рекордной инфляции
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Иллюзия контроля: что нужно знать о вреде тайм-менеджмента
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Есть что хранить: основания для оптимизма на рынке складской недвижимости
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Фото: Shutterstock Клиент не мертв: как стартапу продать ИТ-проект крупному бизнесу
Pro
Фото: Hulki Okan Tabak / Unsplash Как изменились условия покупки ВНЖ за границей из-за санкций: обзор

По логике Минфина средства Резервного фонда можно использовать только для смягчения бюджетного маневра, который позволит отойти от сложившийся в последние годы практики, когда постоянный рост расходов составлял около 1 трлн руб. в год. Идея, которая должна быть распространена на весь трехлетний бюджетный цикл, – заморозить расходы на уровне 2015 года (чуть более 15 трлн руб.).

Одна из главных целей проекта ОНДП – добиться бездефицитного бюджета к 2017 году. Силуанов настаивает на том, что в течение трех лет необходимо провести структурные реформы, они позволят снизить расходы, «которые мы потянуть не сможем». Предлагается оптимизировать социальные обязательства, провести пенсионную реформу и корректировать расходы на бюджетников так, чтобы зарплаты росли с учетом роста производительности труда.

Проект поправок в текущий бюджет правительство намерено утвердить уже 5 марта. Изменение ОНДП запланировано на 20 марта, только после этого Минфин начнет формировать подходы к правилам бюджета на 2016 и 2017 годы.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"