Новый законопроект позволит легализовать электронные сделки
Как сообщили 4 февраля 2004г. в пресс-службе Госдумы, четвертая версия законопроекта, который обсуждается с 2001г., внесена на рассмотрение ГД РФ депутатами В.Комиссаровым и К.Ветровым 31 января 2005г. Данная версия законопроекта подготовлена рабочей группой, созданной при комитете по информационной политике Госдумы.
В апреле 2004г. Госдума отклонила законопроект по причине того, что вопросы, которые затрагивались в законопроекте, уже урегулированы вступившим в силу законом "Об электронной цифровой подписи", а также Гражданским кодексом РФ и Арбитражно-процессуальным кодексом РФ.
А.Никольский подчеркнул, что в новой редакции законопроекта закрепляется положение о том, что электронное сообщение, подписанное электронной подписью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ или соглашением сторон, может быть представлено в качестве письменного доказательства, в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством РФ. Таким образом, документ предлагает приравнять статус электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и электронной подписи (ЭП), которую участник электронной торговли сможет использовать на свое усмотрение, пояснил он.
В качестве ЭП смогут выступать специализированные карточки, программные продукты, дискеты и прочее. Как отметил А.Никольский, такой статус ЭП позволит коммерческому сегменту не зависеть от норм по ЭЦП, а также ожиданий пересмотра ряда позиций действующего законодательства по ЭЦП, которые бы предоставили адекватные инструменты для электронной торговли.
Таким образом, предложенный законопроект содержит специальную норму, гарантирующую, что сделки в электронной торговле не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они совершены с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помимо этого сформулированы понятия автоматизированной информационной системы и автоматизированной сделки, что позволяет выстроить правовую конструкцию, регламентирующую использование вэб-сайтов, размещенных в сети Интернет, в качестве легитимного инструмента электронной торговли. При этом документ закрепляет права лиц, приобретающих товары, работы, услуги с использованием электронных сообщений. Впервые также вводятся правовые конструкции оригинала и копии электронного сообщения, используемого в электронной торговле.
Важной инновацией законопроекта является также принцип соблюдения конфиденциальности информации о частном лице, имеющем отношения с электронным магазином. При этом профессиональные участники электронной торговли обязаны предоставлять покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг) в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации. "Сейчас информацию о себе предоставляет незначительное число электронных магазинов", - подчеркнул А.Никольский.
Законопроектом предусматривается, что регулирование сферы электронной торговли будет осуществляться на принципах саморегулирования, когда правила профессиональной деятельности участников электронной торговли и стандарты осуществления электронной торговли устанавливаются и контролируются саморегулируемой организацией. С этой целью предусмотрено введение категории "профессиональных участников" электронной торговли, которые разделены на "организаторов" электронных торгов (торговые посредники, производители, поставщики товаров и услуг) и "информационных посредников" (операторов электронной торговли, в качестве которых, в частности, могут выступать владельцы информационных ресурсов).
В целом под электронной торговлей разработчики законопроекта понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием современных инфокоммуникационных технологий, а именно сетей общего доступа (интернет), корпоративных сетей, и электронного обмена документами (EDI).
Законопроект соответствует типовому закону UNCITRAL "Об электронной торговле" 1998г. и директиве Европейского союза "Об электронной торговле" 2000г.
Отметим, что по данным аналитиков, доля пользователей интернетом в структуре потребителей РФ в 2004г. заметно возросла - до 24,7% против всего 6% в 2003г. Соответствующие выводы содержатся в социо-маркетинговом исследовании "Портрет российского потребителя - 2004г." компании Data Direct. Отмечается, что 60% опрошенных не пользуются интернетом, из них 12,1% (наибольшая доля) пользуются всемирной паутиной на работе. Доля пользующихся интернетом дома составила в 2004г. 7,8%.
При этом, как отметила коммерческий директор Data Direct Валерия Павлюковская, если исследование 2003г. охватывало потребителей, совершающих покупки по каталогам и в интернет-магазинах, то 2004г. оно было распространено на традиционных покупателей, к которым, как правило, относятся люди старшей возрастной группы (55-64 года) и с невысоким уровнем доходов (менее 300 долл. в месяц). Поэтому можно говорить, что в более узкой группе потребителей, обладающих средними и выше средних покупательскими возможностями, уровень использования интернета может оказаться выше 25%.