РЖД выступили против ряда инициатив Минтранса
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) считает категорически неприемлемыми предложения Министерства транспорта (Минтранса) о выведении инвентарного парка вагонов с истекшим сроком службы.
Также, по мнению РЖД, неприемлемо увеличение вагонной составляющей в тарифе на перевозки массовых грузов и создание координационного органа по диспетчеризации вагонопотоков с доступом к информационным ресурсам Главного вычислительного центра (ГВЦ) РЖД. Такое заявление сделала компания, комментируя соответствующие предложения Минтранса.
По мнению РЖД, выведение инвентарного парка всех вагонов с истекшим сроком службы приведет к созданию искусственного дефицита во второй половине 2009г. с учетом прогнозируемого роста объемов перевозок, что повлечет увеличение тарифной нагрузки на экономику страны. Как уточнил первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, в настоящее время инвентарный парк РЖД составляет 443 тыс. вагонов, из них 138 тыс. с истекающим сроком службы.
В компании отмечают, что увеличение вагонной составляющей в тарифе на перевозки массовых грузов повлечет за собой снижение доходов инфраструктуры, но при этом "не приведет к увеличению закупок нового подвижного состава и тем более к опережающей закупке по сравнению с выбывающим количеством в связи с избытком подвижного состава, ценовой политикой и ограниченным объемом производства вагоностроителей". При этом потери инфраструктуры могут составить более 40 млрд руб., что приведет к необходимости пересмотра финансового плана и инвестпрограммы РЖД, поддержанных правительством РФ, а также негативно скажется на развитии транспортной инфраструктуры государства в целом.
Реализация предложения о создании координационного органа по диспечеризации вагонопроектов с доступом к информационным ресурсам ГВЦ повлечет за собой риски для национальной безопасности РФ и для сохранения единых принципов управления перевозками, считают в РЖД. В качестве решения проблемы РЖД предлагает обеспечить создание механизма общественного контроля в форме наблюдательного совета при введении биржевого способа заключения сделок на предоставление вагонов под погрузку.
Также компания считает необходимым дополнительно проработать предложение Минтранса о передаче в аренду с правом выкупа частным компаниям-операторам оставшихся вагонов инвентарного парка. В РЖД подчеркивают, что подобное решение не предусмотрено ни одним из нормативных актов РФ, включая программу структурной реформы железнодорожного транспорта, а также влечет за собой появление дополнительных рисков. "В случае принятия правительством решения о пересмотре целевой модели рынка грузовых перевозок, РЖД предлагает создать равные условия для конкуренции путем передачи оставшегося парка в управление Первой грузовой компании (ПГК), с доведением парка ПГК до 40% общего парка российских вагонов, что соответствует утвержденным параметрам реформы, или путем создания Второй грузовой компании с учетом итогов работы ПГК, как и предусмотрено утвержденной целевой моделью", - говорится в сообщении РЖД. РЖД официально направило свои замечания к предложениям Минтранса в правительство РФ.
При этом РЖД полностью поддерживает предложения Минтранса РФ о разработке изменений в правила приема заявок вкупе с перечнем технологических критериев, служащих основой для заявок вкупе с перечнем технологических критериев, служащих основой для отказа от перевозки, который разрабатывается Минтрансом с момента принятия в 2003г. устава железнодорожного транспорта. Также РЖД считает целесообразным предложения Минтранса о проведении переговоров с вагоностроительными компаниями по вопросу актуализации цен на грузовые вагоны с учетом реальной экономической ситуации и рекомендациях уполномоченным банкам выделять финансовые ресурсы на кредитование транспортных компаний под покупку новых вагонов отечественного производства. Наряду с этим, РЖД поддерживает предложения о снижении процентных ставок по кредитам и увеличении выделяемых для реализации инвестиционной программы РЖД средств, как и об обеспечении компании финансовыми ресурсами путем увеличения уставного капитала.
Накануне Минтранс сообщил, что для формирования равных условий на рынке предоставления вагонов под перевозку грузов предлагается вывести из состава РЖД весь инвентарный парк вагонов и перевести его в разряд приватного парка. В частности, реализовать данное мероприятие предполагалось путем разделения инвентарного парка вагонов на крупные лоты от 30 тыс. вагонов и более и предложить их компаниям-операторам в аренду с правом последующего выкупа. В случае отказа компаний-операторов от данного предложения предполагалось рассматривать вопрос о создании Второй грузовой компании с передачей ей оставшегося парка вагонов.