E&Y: Ожидается рост иностранных инвестиций в производство ТНП
По мнению эксперта, в пищевой промышленности такие "массовые" отрасли, как производство пива, соков, газированных напитков, шоколада уже близки к насыщению. Поэтому в этих отраслях участие иностранных инвесторов будет не в форме прямых инвестиций, а в форме сделок по слиянию и поглощению. В то же время, отмечает В.Меркушев, в ряде "нишевых" секторов этой отрасли, можно ожидать большего количества проектов, но относительно небольших объемов.
На сегодняшний день проекты прямых иностранных инвестиций в производство товаров народного потребления, по словам эксперта, "можно пересчитать по пальцам". "Инвестиции в легкую промышленность происходят и происходили всегда, но пока марки одежды и обуви с надписью "Made in China" зачастую лучше товаров с маркой "Сделано в России", а стоят китайские товары существенно дешевле, поэтому крупные иностранные инвесторы пока будут предпочитать Китай", - сказал В.Меркушев.
Что касается потребительской электроники, то в ближайшей перспективе в этом секторе вряд ли следует ожидать значительных инвестиционных потоков. "Большинство производств в области потребительской электроники (не считая проектов отверточной сборки) требуют вложений порядка 1 млрд долл., а инвестиции такого масштаба пока необычны для России", - подчеркнул эксперт.
Согласно мнению эксперта, на ближайшие годы основные объемы иностранных инвестиций потребуются в инфраструктуру распространения товаров, в частности на транспорт, складские помещения, торговые площади, оборудование и т.п. По его словам, "крупные иностранные инвестиции в этой области являются тенденцией последних трех лет и она, скорее всего, сохранится". Он напомнил, что согласно данным Госкомстата, производство пищевых товаров было наиболее значительным компонентом прямых иностранных инвестиций до 2000г. включительно. В 2001г. объем прямых иностранных инвестиций в розничную торговлю превысил объем инвестиций в пищевую промышленность.
По мнению В.Меркушева, вступление России в ВТО слабо отразится на инвестиционном климате в потребительском секторе. "Таможенные барьеры редко являются основным стимулом для размещения производства в России, а низкие объемы экспорта потребительских товаров из России связаны в первую очередь с их низкой конкурентоспособностью на международных рынках, а не с таможенными пошлинами других стран", - сказал он.