Экономисты увидели предпосылки для выхода сферы услуг из застоя

Рост реальных доходов населения замедлил падение спроса в сфере услуг и позволил бизнесу надеяться на выход отрасли из стагнации в 2018 году, следует из обзора Высшей школы экономики (ВШЭ) «Деловой климат в сфере услуг в первом квартале 2018 года».
Сфера услуг по итогам января—марта 2018 года продолжила «дрейф в зоне стагнации», но экономисты зафиксировали первые позитивные тенденции. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг впервые за последние три с половиной года приблизился к нулевой отметке, то есть к границе с зоной благоприятного делового климата. В первом квартале он составил минус 1%, хотя весь предыдущий год находился на уровне минус 4%. Спрос на услуги в первом квартале 2018 года сократился относительно четвертого квартала 2017 года, но интенсивность негативной тенденции ослабела, отмечают экономисты.
Главные оптимисты
Основной вклад в формирование позитивной динамики внесли два сегмента сферы услуг — страховая и туристическая деятельность (рост ИПУ на 6 и 13 п.п. соответственно). «Страховщики сохраняли оптимизм даже в самые тяжелые для российской экономики моменты, ИПУ в этом сегменте лишь однажды, в первом квартале 2015 года, опустился до небольшого отрицательного значения», — отметил директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, причина такого положения может быть в том, что значительная часть страховых услуг относится к категории обязательных.