Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Мишустин продлил действующий порядок техосмотра Общество, 10:22 Разработчики вакцины «Спутник Лайт» сообщили о заявках на ее регистрацию Общество, 10:18 Лебедь, дыра, квадрат: самые черные из самых черных предметов. Тест 10:11 Советы авиадиспетчера: как работать в условиях стресса — Bloomberg Pro, 10:04 Семь смертных грехов искусственного интеллекта Социальная экономика, 10:00  В Apple Pay появятся карты «Мир» Финансы, 10:00 Массовая драка на турнире по дзюдо в Дагестане. Видео Спорт, 09:52 Почему гибнут развивающиеся в офлайне стартапы Pro, 09:34 Василевский провел вторую «сухую» игру подряд в НХЛ Спорт, 09:11 В еще одном штате США поддержали легализацию марихуаны Общество, 09:07 Голосовые сети: сравниваем Clubhouse, Stereo и голосовые чаты Telegram Технологии и медиа, 09:00 Российский хоккеист набрал первые очки в сезоне в НХЛ Спорт, 08:38 Аналитики назвали самые бюджетные билеты для авиаперелетов на 8 марта Общество, 08:16 В Госдуме предложили запретить вылов косаток и дельфинов для дельфинариев Общество, 07:59
Экономика ,  
0 

Секьюритизация кредитов не грозит России банковским кризисом

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о регулировании процесса секьюритизации финансовых активов.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о регулировании процесса секьюритизации финансовых активов. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" направлен на создание правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг, сообщили в аппарате нижней палаты.

Под секьюритизацией в законопроекте понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг. Для обеспечения правовых условий процесса секьюритизации законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, в законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах" и другие законодательные акты.

Основная модель секьюритизации финансовых активов предполагает, что исполнение обязательств по выпускаемым ценным бумагам обеспечивается залогом прав требований, которые непосредственно и являются объектом секьюритизации. Таким образом, разрабатываемый закон позволит секьюритизировать не только ипотечные кредиты, но и займы на приобретение автомобиля, потребительские кредиты, платежи по картам. Предполагается, что выпускать облигации смогут, например, и операторы фиксированной и сотовой связи, обеспечивая их абонентскими платежами, однако целевой аудиторией все же являются банки.

Основная проблема отечественного рынка кредитования состоит в том, что деньги ссужаются на короткий срок по высоким ставкам. Проблема эта вызвана отсутствием "длинных" денег. Структура распределения банковских депозитов такова, что практически весь объем средств размещен не более, чем на 3 года. В то же время предприятия и физические лица предъявляют спрос на продукты большего временного периода. Выходит, банкам приходится искать другие источники, и секьюритизация здесь могла бы прийтись как нельзя кстати. За счет получаемого эффекта банковского мультипликатора кредитные учреждения смогут значительно расширить возможности рефинансирования и наконец-то начать кредитовать экономику. Для них это наверняка окажется более выгодным, чем "складирование" средств в ЦБ, поскольку новые ссуды они вновь смогут секьюритизировать.

Может показаться, что в итоге получится некий "пузырь", который при определенных обстоятельствах может заставить Россию пережить банковский кризис, подобный тому, что разразился в США, где схема секьюритизации кредитов крайней популярна. Однако чтобы это произошло, нужно будет предварительно эмитировать фьючерсы на процентную ставку по таким облигациям, а затем и опционы на фьючерсы, которые будут активно использоваться хеджерами. Вот в случае массового неисполнения обязательств продавцами опционов карточный домик и рассыплется. Пока же о создании производных инструментов на процентную ставку по секьюритизированным активам речи не идет, поэтому нового кризиса пока можно не опасаться.

И хотя во всем мире банки довольно успешно пользуются схемой секьюритизации, аналитики сомневаются в том, что эти инструменты будут востребованы инвесторами. Между тем, крупным инвестором рынка облигаций с кредитным покрытием могут стать пенсионные фонды, поскольку они имеют ограничения на объем средств, размещаемых на банковских депозитах, а также на долю акций в инвестиционном портфеле. Облигации, обеспеченные, например, потребительскими кредитами, будут иметь большую доходность по сравнению с имеющимися сейчас ипотечными облигациями и могут быть весьма интересны пенсионным фондам, которые благодаря размерам своего капитала вполне способны создать под них рынок.

По словам аналитика НОМОС-банка Елены Федотковой, при прочих равных для инвестора приобретение обеспеченной ценной бумаги более интересно, чем необеспеченной облигации. Однако для рынка это новый механизм, и он требует проработки как с юридической, так и с практической точки зрения, что на первых этапах, возможно, снизит его привлекательность для участников рынка.

Аналитик компании "Арбат Капитал" Михаил Завараев считает, что в текущих условиях инструмент не будет востребован. Достаточно посмотреть на ситуацию с секьюритизированной ипотекой: выпусков было не очень много, спрос был весьма низким и раньше, а в настоящее время он еще больше снизился. Если посмотреть на портфель ипотеки, находящийся на сопровождении АИЖК, то доля кредитов с просрочкой аннуитетного платежа на 90 и более дней составляет 10% портфеля. Это уже является очень и очень высоким показателем для ипотечных кредитов, и эта доля продолжает расти, хотя у банков доля просроченной ипотеки даже по МСФО пока не достигает 10%. Тем не менее, риски данных продуктов, тем более в условиях все еще относительно высокой неопределенности перспектив российской экономики, весьма высоки, поэтому спрос на облигации с кредитным покрытием с точки зрения специалиста, не будет высоким. "Однако закон принять стоит, чтобы были созданы условия для активного развития секьюритизации однородных кредитов", - подчеркнул аналитик.

Что касается риска банковского кризиса, подобного американскому, то М.Завараев считает его невысоким. Условий для "разгона" экономики, после которой схлопывание "пузырей" будет очень болезненным, по словам эксперта, просто нет. У инвесторов нет желания покупать такие инструменты, нет возможностей вовлечь в эту авантюру большую часть жителей страны, чтобы надулся более или менее серьезный "пузырь", после которого последствия "ипотечного похмелья" будут чувствоваться не только в России. Речь идет именно об ипотечных кредитах, поскольку, с точки зрения специалиста, кредитные карты и автомобили - не столь масштабный рынок, чтобы спровоцировать негативное развитие событий, тем более в масштабах всей экономики. Плюс ко всему, инвесторы изначально закладывают в эти инструменты существенные, и банкам далеко не всегда выгодно "разгонять" рынок облигаций, обеспеченных потребительскими кредитами и платежами по картам. "В целом, ввиду низкой доли кредитов по сравнению с ВВП существенных рисков инициатива их секьюритизации, по крайней мере в перспективе 3-4 лет, для российской экономики не несет", - резюмировал М.Завараев.

Quote.ru