На российском зерновом рынке началась паника
Сегодня глава Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский сообщил, что РЗС призвал органы власти в срочном порядке начать проведение товарно-зерновых интервенций в регионах, пострадавших от засухи. Происходящий рост цен на зерно, который сейчас позволяет сельхозпроизводителям улучшить свое финансовое положение, отметили в Российском зерновом союзе, в основном связан с резким сокращением поставок и отказами зернопроизводителей от исполнения обязательств по поставкам в ожидании возможного дальнейшего роста цен.
А.Злочевский отметил, что сейчас наибольшая динамика цен отмечается именно в пострадавших регионах (сейчас от засухи страдают 26 регионов РФ). Ситуация также подогревается общим изменением ценовой конъюнктуры в мире на зерновом рынке. На нее оказывают влияние как аномально жаркая погода в России и Казахстане, так и в Западной Европе, Китае, Южной Австралии, а также дожди в Центральной и Восточной Европе и неожиданно низкие температуры в Южной Америке. В условиях роста мировых цен и массированной негативной информации об урожае зерновых культур в 2010г. отмечается взрывной рост цен (в два и более раз по сравнению с прошлым сезоном) на все виды зерновых и муку в России. А.Злочевский привел пример роста экспортных цен в Причерноморском регионе: по базису поставки FOB цена на пшеницу III класса достигает 240 долл./т, тогда как в прошлом сезоне она была ниже 180-190 долл./т.
При этом А.Злочевский считает, что данная ценовая тенденция не имеет серьезной фундаментальной основы и носит краткосрочный спекулятивный характер. В дальнейшем такое положение может обернуться резким падением цен, возможно, более стремительным, чем нынешний рост. "Ущерб от паники хуже, чем от засухи", - указал глава РЗС.
В РЗС уверены, что оперативное начало товарных интервенций окажет хорошее "охлаждающее воздействие" на перегретый рынок и лишит основы спекулятивные игры не только на рынке зерна, но и в розничной торговле. "Хотя пока никаких оснований для роста цен на хлеб для потребителей нет", - отметил А.Злочевский.
Напомним, что Минсельхоз РФ вначале подписал приказ о начале зерновых интервенций 4 августа 2010г., однако позже заявил о возможности скорректировать эту дату.
В РЗС также считают, что происходит искусственное занижение оценок мирового производства зерна, при этом прослеживается особая заинтересованность некоторых стран в нагнетании ситуации относительно российского рынка зерна. Так, например, Минсельхоз США дает оценку роста потребления пшеницы на внутреннем рынке РФ с 42 млн т до 47 млн т в сезоне 2010-2011гг. При этом ведомство понижает оценку экспортного потенциала РФ до 13 млн т. В этой связи А.Злочевский отметил, что столь резкий рост внутреннего потребления пшеницы в РФ невозможен. В таком случае можно предположить, что эти объемы могли бы быть поставлены на экспорт.
В свою очередь в Агропромышленном союзе (Агропромсоюз) вновь говорят о том, что необходимо временно ограничить экспорт зерна. При этом там уверены, что позиция России на мировом рынке особо не изменится. "Слишком большой риск открыть государственную кладовую в виде интервенционного фонда, продать зерно по очень привлекательным ценам и при этом не ограничить экспорт", - заявил РБК президент Агропромсоюза Иван Оболенцев.
Он аргументировал свою позицию тем, что Агропромсоюз сомневается в реалистичности оценок запасов зерна в 21,5 млн т. Так, Минсельхоз РФ еще недавно говорил о запасе в 24 млн т, теперь уже называется цифра на 3 млн т меньше. По словам И.Оболенцева, по оперативной информации из регионов весь запас зерна в РФ ограничивается интервенционным фондом (около 9 млн т). Остальные же объемы требуют существенного пересмотра и подтверждения. Также существует неопределенность с севом озимых и семенами.
По оценкам Агропромсоюза, внутренняя потребность в зерне в РФ на 2010-2011 сельскохозяйственный год составит 77 млн т. Из них 22-23 млн т придется на продовольственное зерно, 40 млн т - на фуражное, 12 млн т - на семена.
Президент Агропромсоюза уверен, что если, например, на месяц ввести заградительные экспортные пошлины или полный запрет экспорта российского зерна, то по прошествии этого времени Россия сможет вернуться на мировой рынок в условиях уже возросшей мировой цены. "Россия является четвертым в мире поставщиком зерна на мировой рынок, и временное эмбарго на поставки своего зерна повлияет на рост мировых цен", - считает глава Агропромсоюза.
При этом, по его мнению, на фоне действий других стран, которые также готовы заморозить часть своих поставок, шаг России будет вполне адекватным. Так, из-за неблагоприятных климатических условий в этом году США недопоставят на мировой рынок 5 млн т, Китай - 3 млн т, Канада - 2-2,5 млн т, Украина - 1 млн т. Откорректируют свои поставки Индия, Австралия, Турция. Украина уже на прошлой неделе заявила об ограничении собственного экспорта зерна.
При этом зернопроизводители прогнозируют повышение цен на продовольственное зерно в 1,5-2 раза в 2010г. по сравнению с 2009г. По словам президента Национального союза зернопроизводителей Павла Скурихина, в прошлом году сельхозпроизводители продавали зерно ниже себестоимости, поэтому складывающаяся сейчас цена на зерно является приемлемой для поддержания рентабельности зернопроизводства, она не приведет к скачкообразному удорожанию хлеба.
Помимо этого, пояснил президент НСЗ, в стоимости булки хлеба стоимость зерна не превышает 15%. Он также напомнил, что при значительном повышении цен на зерно два года назад до 8,5-9,5 тыс. руб. за тонну соответствующего роста цен на хлебобулочную продукцию не произошло. Цены на хлеб тогда были даже ниже текущих на 15-20%.
П.Скурихин уверен, что нынешнего урожая достаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны.
Президент НСЗ подчеркнул, что в настоящее время локализации негативных последствий стихии и недопущению спекулятивного роста цен на продукты питания способствуют оперативные и решительные действия федеральных и региональных властей. "Российские сельхозпроизводители смогут полностью обеспечить внутренние потребности в хлебобулочных изделиях и фураже для животноводства и птицеводства", - заключил он.