Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Таксомоторное гетто: туманное будущее московского такси

Московские власти продолжают реформирование транспортной сферы в столице. На этот раз длань столичной мэрии дотянулась до таксистов. Чиновники предлагают объединить всех легальных перевозчиков, коих пока меньшинство, под крылом муниципального call-центра, "перекрасить" их автомобили в желтый цвет, заставить покупать только разрешенные модели машин и установить единые расценки на услуги.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Как утверждают в столичном департаменте транспорта, это сделает поездки на короткие расстояния в Москве более комфортными и дешевыми. Кроме того, в мэрии намерены очистить городские дороги от 30 тыс. "бомбил"-нелегалов.

Само начинание, предполагающее создание в городе цивилизованного рынка услуг такси с приемлемыми ценами, у рядовых пассажиров не может вызвать иных эмоций, кроме восторга. Но благие намерения (коими нередко выстланы дороги известно куда), по мнению экспертов, требуют куда более детальной проработки в части способов их реализации.

РБК выяснил, кому выгодно реформирование столичных таксомоторов и что общего у новой концепции с системой такси мегаполисов США и Европы.

Вновь продолжается бой

Первый шаг к выводу из тени рынка услуг такси в России был сделан осенью прошлого года. Тогда с подачи столичных чиновников всех таксистов на федеральном уровне обязали получать разрешения на работу у местных властей, а с 1 января 2012г. начали действовать штрафы в 5 тыс. руб. за нелегальный извоз. Но по факту активно штрафовать за отсутствие разрешения на работу стали только с 1 июля текущего года.

Недавно, в продолжение намеченного курса, департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы представил на всеобщее обсуждение концепцию дальнейшего реформирования городского такси. Сегодня в столице работают около 49 тыс. таксистов, из них лишь 18 тыс. (то есть около 37%) имеют соответствующие лицензии, отмечается в концепции. При этом, утверждают в ведомстве, городу необходимо около 55 тыс. автомобилей такси и, соответственно, около 110 тыс. водителей (для работы в две смены), а нелегальных перевозчиков на улицах не должно быть вообще. Работать в новом городском такси смогут лишь те, кто хорошо владеет не только машиной, но и русским языком, а также не имеет криминального прошлого и серьезных нарушений ПДД. Кроме того, водителям придется пройти экзамен на знание города.

Использовать для такси стандартного класса предлагается всего восемь разрешенных моделей, в частности бюджетные иномарки Ford, Hyundai, Renault и Volkswagen. Наряду с обычным планируется организовать и такси VIP-класса, которое не будут ограничивать ни моделями машин, ни ценовой планкой. По задумке ведомства, все автомобили стандартного класса должны быть желтого цвета, с нанесенным на кузове номером единого call-центра и едиными же тарифами. Как указано в концепции, единый call-центр позволит снизить расходы на услуги диспетчеризации с нынешних 25% от общей стоимости заказов до 10%.

Как пояснил РБК руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, call-центр при этом не будет обслуживать заказы клиентов, а будет представлять собой скорее горячую линию для пассажиров, позвонив по которой можно будет пожаловаться на неудовлетворительное качество услуги, получить консультацию о работе перевозчиков или, например, сообщить о забытых в такси вещах.

"Заказ такси через единый call-центр на первом этапе не предполагается. Это можно будет реализовать в перспективе, возможно через два-три года. Однако это не основная задача. Центр создается в первую очередь для того, чтобы защитить права пассажиров", - утверждает М.Ликсутов, добавляя, что в предложенный вариант еще могут быть внесены существенные изменения. И, судя по всему, концепция будет меняться непосредственно в ходе обсуждения. Так, глава департамента транспорта сообщил РБК, что таксистам не придется платить за услуги единого call-центра.

"Сегодня комиссионные за услуги call-центров составляют 20-30%. Мы не планируем брать с фирм такси вообще ничего. Этот центр будет полностью финансироваться за счет средств муниципалитета", - отметил он, не уточнив размеров финансирования. При этом из опубликованной на сайте департамента концепции следует, что только установка средств контроля, которыми в обязательном порядке должны быть оборудованы все такси до 2016г., обойдется столичному бюджету в 500 млн руб. Кроме того, все такси должны установить стандартные колпаки с надписью "Такси" и терминалы для безналичного расчета по банковским картам. Однако кто будет платить за эти новшества, не указано.

По словам главы столичного департамента транспорта, большинство участников рынка в той или иной степени поддерживают предложенную концепцию развития такси. Таковы, по официальной информации, итоги консультаций с представителями 70% компаний.

"Желтое такси" из Нью-Йорка "доедет" до Москвы

Концепция реформирования московского такси, которую, по словам осведомленных источников, готовила международная консалтинговая компания McKinsey & Co, во многом напоминает нью-йоркскую систему. И дело здесь не только в цвете.

Управляют таксопарками в Нью-Йорке частные компании, лицензии которым выдает правительственная структура New York City Taxi and Limousine Commission. Перевозчики могут использовать любую из дюжины утвержденных моделей машин. Многие из них – автомобили с гибридными двигателями: Toyota Prius Hybrid, Lexus RX400 Hybrid, Ford Escape Hybrid и другие. Таксомоторный парк знаменитого нью-йоркского такси, или Yellow Cab, - а это около 13 тыс. машин (всего таксомоторный парк Нью-Йорка состоит из порядка 25 тыс. авто и около 52 тыс. водителей) - сегодня на 90 процентов составляют автомобили Ford.

Но в ближайшем будущем господствовать на улицах города будут машины японского гиганта Nissan, который в прошлом году выиграл городской тендер на поставку новых желтых такси. К 2018г. старенькие "Форды" заменят на японский минивэн NV200, оснащенный большой стеклянной крышей, розеткой, раздельным климат-контролем и двумя USB-модулями для зарядки электронных устройств.

Желтые автомобили с шашечками циркулируют в основном внутри центрального района города – Манхеттена, либо ждут клиентов в аэропортах. Таксисты Yellow Cab имеют право подбирать голосующих пассажиров на улице, при этом вызвать "желтое такси" по телефону не получится. Для этого в Нью-Йорке существуют "кар-сервисы", которые работают только по вызову. Впрочем, водители "кар-сервисов" не прочь подзаработать лишний доллар, поэтому вне Манхеттена подбрасывают и голосующих пассажиров. Администрация нынешнего мэра Майкла Блумберга нашла самое простое решение этой проблемы. Власти Нью-Йорка просто разрешили на официальном уровне таксистам "кар-сервисов" обслуживать клиентов "от бордюра". "Желтое такси" ежедневно обслуживает около 600 тыс. человек. Все таксисты Yellow Cab в Нью-Йорке, как и многих других такси (того же Лондона), сдают специальные экзамены на знание города. Нередко таксисты даже не пользуются навигаторами.

Недавно власти Нью-Йорка объявили о повышении стоимости его услуг на 17%, что весьма обрадовало водителей и расстроило пассажиров. Базовый тариф (за посадку) остался прежним - 2,5 долл. При этом поездка на такси на расстояние в три мили (около 4,8 км) подорожала с 12 до 14 долл. (около 450 руб.). Поездка от аэропорта Кеннеди до Манхеттена теперь обойдется в 52 долл. (порядка 1660 руб.). Однако учитывая, что цены на проезд в нью-йоркском такси не повышались с 2005г., вряд ли такой рост можно считать запредельным. "Желтое такси" сегодня является настоящим символом города, не менее узнаваемым, чем Статуя Свободы, Таймс Сквер или Бродвей.

Таксист-армянин в Париже за полцены довезет

Европейская система несколько отличается от американской. Так, в Париже такси не имеют единой расцветки кузова. Узнать их можно по специальному "колпаку" с надписью Taxi Parisien, который подсвечивается изнутри, если машина свободна. В столице Франции проще всего поймать такси на специальных стоянках, при этом голосовать на улице практически бесполезно. Еще лучше заказывать машину на ресепшене отеля или по рекламному объявлению, поскольку таксисты, как и у нас, нередко завышают цену для туристов.

Такси в Париже вообще недешевое удовольствие: только за посадку придется заплатить 4,5 евро (около 178 руб.), еще около 1 евро - за багаж, затем - в зависимости от дня недели (в будни поездка обойдется дешевле) и времени суток - от 0,91 до 1,4 евро за каждый км. В парижском такси можно прокатиться только на задних сиденьях. Судя по всему, это сделано из соображений безопасности. При этом на место рядом с водителем таксисты складывают карты, бумаги, другие вещи и начинают ругаться, если пытаешься его занять. Зато, как и во многих других европейских городах, можно рассчитаться за проезд банковской картой и точно по счетчику. Без чека не уйдешь.

Исключением в этом плане является Италия, где оплатить такси по карточке довольно проблематично. Даже в Милане, самом крупном итальянском городе, - это редкость. На чек тоже можно не рассчитывать, а стоимость поездки лучше узнать заранее, поскольку ушлые таксисты норовят смухлевать. Поездка в среднем обойдется не менее 10 евро. При этом существует масса самых разных наценок: за вызов, за багаж, за четвертого пассажира, за поездку ночью и другие. В итоге даже в будний день за расстояние в 3 станции метро придется выложить до 20 евро. "Но если видят, что иностранец, да еще и спешит, возьмут все 35. При этом заказанное такси сильно опаздывает днем", - утверждают туристы, недавно побывавшие в Италии.

В Лондоне поймать либо заказать по телефону такси очень просто – по городу снуют небольшие старенькие черные кэбы (black cab). Как и в Париже, имеются и стандартные стоянки для такси у торговых центров, гостиниц, а также крупных транспортных узлов. Поэтому, в отличие от московского такси, ждать его приходится не дольше 10-15 мин. Правда, дешевым такси в столице Великобритании также не назовешь. Базовый тариф (за посадку) составляет 1,4 фунта (около 70 руб.) Далее поездка в четыре мили (примерно 6,4 км) обойдется вам в сумму от 11 до19 фунтов днем в будни в зависимости от времени поездки. В праздники и ночью эта сумма может достигать 23 фунтов за то же расстояние. Трансфер из аэропорта Heathrow до центра города обойдется в 43-75 фунтов. Порадовать пассажиров может лишь то, что не нужно платить за багаж.

В Греции и Португалии зачастую есть определенное место в городе или на острове, где расположена стоянка такси. На курортах в радиусе 800 метров обязательно найдется такая станция. Здесь же указано расписание движения, расценки и телефоны для справок и заказа, что весьма удобно для туриста, не знающего города. Но, естественно, поездка в общественном транспорте обойдется гораздо дешевле. В Гренобле (Франция) возле железнодорожного вокзала люди выстраиваются в очередь на стоянку такси, как на маршрутку. В этом городе данный вид транспорта пользуется большой популярностью.

Опрошенные РБК респонденты отметили, что за границей такси – гораздо более цивилизованный и комфортный вид транспорта, чем в Москве. При этом не нужно думать, что за границей не бывает бомбил. Как и в российской столице, за кордоном они крутятся у вокзалов и аэропортов. "В парижском аэропорту Шарль де Голь простой армянский парень скинул нам половину от объявленной изначально стоимости, услышав по-русски: "Сколько?" - рассказал РБК один из заядлых путешественников.

Туши свет, приехали!

С тем, что в Москве пора наводить порядок с таксомоторными перевозками, соглашаются и представители транспортного рынка, и рядовые горожане. "Сама цель - упорядочить сферу услуг такси, - вопросов не вызывает. Но совершенно непонятно, каким образом эта концепция будет реализовываться. Если постепенно избавляться от старого автопарка и дополнять его новыми моделями, - это вполне логично и правильно. Но единовременное введения таких драконовских условий, скажем с 1 января 2013г., станет неподъемным бременем для бизнеса", - считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. По его словам, купить необходимые автомобили – не самое сложное, множество лизинговых компаний могут в этом помочь. Но таксомоторный бизнес – это еще и люди. "Набрать 110 тыс. водителей, да еще с такими требованиями, – просто нереально. Работать в такой компании будет невыгодно самим таксистам", - соглашается с ним один из водителей из городского такси "Престиж".

Концепция, предложенная столичной мэрией, может оказаться не по зубам небольшим частным компаниям и индивидуальным предпринимателям. Последних, кстати, почти 10 тыс. из 18 тыс. легально работающих в Москве такси. Если действительно будут введены жесткие требования, акулы таксомоторного бизнеса останутся на плаву, а всю "мелочевку" просто задавят, утверждают источники в отрасли. Некоторые сторонники и даже противники предложенной концепции уже имеют необходимый автопарк, выкрашенный в нужный цвет, замечают они.

Вместе с тем, по мнению научного руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, систему таксомоторных перевозок в Москве не удастся упорядочить, пока не решены несколько гораздо более широких проблем. "В Париже или в Сан-Франциско нелегальному извозчику нужно где-то остановиться. Вот остановится где-то нелегал-таксист и будет ждать клиента, а у него "капает" за каждый час определенное количество евро парковочной платы. И эту парковочную плату он никаким тарифом не окупит. А у нас стоят целыми днями, время от времени подхватывают пассажиров, и ничего за парковку не платят. Поэтому нелегалы совершенно свободно могут устанавливать демпинговые тарифы", - поясняет эксперт.

То есть первое и главное – навести порядок с парковочным режимом. В таком случае у легального таксиста возникает огромное преимущество: он стоит под буквой "Т" совершено бесплатно, считает М.Блинкин. По его мнению, главное – вытеснить нелегалов за пределы транспортных узлов и из центра города на периферию. Такой же точки зрения придерживаются в столичном управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Необходимо сделать так, чтобы легальные перевозчики получили преимущественный доступ к инфраструктуре, а потребителю было удобнее пользоваться официальным такси и не приходилось голосовать на улице, добавляет глава московского УФАС Рачик Петросян.

Два года нам обещают беспрепятственный доступ к вокзалам и аэропортам, но вокзалы мы так и не получили до сих пор, отмечает по этому поводу гендиректор "Новой транспортной компании" Феликс Маргарян. "В итоге мы имеем некую управляющую компанию железнодорожных вокзалов и привокзальных территорий, куда надо заплатить 10% от заказа, только тогда пропускают. Кто платит, того пропускают, кто не платит – не пропускают", - сетует он.

Не реагируют пока столичные власти и на просьбы разрешить легальным таксистам пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. "Это дало бы большое преимущество перед бомбилами. Если бы они начали платить по 3 тыс. рублей штрафа за выезд на выделенные полосы, а мы – нет", - отмечает председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин.

Его величество откат

Эксперты, участники рынка и сами таксисты уверены, что предложенная чиновниками концепция реформирования такси в Москве не избавит город от нелегальных извозчиков. При этом развитие легального рынка возможно только при условии эффективной борьбы с нелегалами, подчеркивают они.

"Нелегалы не отомрут, даже если в Москве появится 55 тыс. желтых машин с шашечками, потому что у бомбил цены все равно будут ниже. И всегда найдется категория пассажиров, для которых качество и безопасность – не главные критерии поездки", - считает Ю.Свешников.

При этом в представленной столичным департаментом транспорта концепции в принципе ни слова не говорится о том, как избавиться от нелегалов на столичных дорогах. Она касается регулирования легальных перевозок, то есть всего одной трети рынка.

По мнению самих таксистов, полностью уничтожить нелегальный извоз в Москве невозможно. "Вот едет, например, совершенно легальный таксист и решил кого-то подбросить по дороге за 100-150 руб. И автоматически получается, что он нелегал, - рассуждает один из них. – Или человеку нужно проехать 1,5-2 км. Разве он будет вызывать такси и ждать 30 мин? Естественно нет".

В столичном департаменте транспорта пеняют на сотрудников правоохранительных органов, которые, по мнению чиновников, не достаточно активно борются с бомбилами. Но если в Нью-Йорке нелегальному таксисту грозит серьезное наказание вплоть до ареста машины, то в России - максимум штраф в 5 тыс. руб.

Но ведь в Москву едут не только из регионов, но и сопредельных стран. "Например, останавливают нелегального извозчика с казахскими номерами в аэропорту и выписывают штраф. И отправляется этот документ по месту регистрации автомобиля. После чего никто его оплату не контролирует и не отслеживает. То же происходит и с украинскими штрафами. О них просто забывают", - поясняет один из старожилов столичного такси. В случае чего всегда можно договориться на месте, добавляет он.

Оборот рынка нелегальных таксомоторных перевозок в Москве, по оценкам экспертов, составляет от 1 до нескольких млрд долл. в год. "Из этих сумм больше половины уходит крышующим этот бизнес структурам. И это отнюдь не криминальные структуры. Так кто же будет рубить сук, на котором сидит?" - резюмирует Ю.Свешников.

Александр Волобуев, РБК

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Кремль назвал «камуфляжем» перевод заводов Британии на военные рельсы Политика, 13:44
На Поклонной горе откроют выставку иностранной трофейной техники Общество, 13:39
Выбор редакции: лучшие тексты за 5 лет о прогнозах, ИИ, мемах, потеплении Социальная экономика, 13:39
Защита замминистра обороны Иванова отвергла обвинение в денежной взятке Политика, 13:35
Губернатор Смоленской области показал последствия ударов дронов ВСУ Политика, 13:31
Чем отличаются законы об иностранных агентах разных стран Политика, 13:30
Кремль оценил последствия помощи США Украине для ситуации на поле боя Политика, 13:23
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Минфин потребовал в суде ограничить права иностранного владельца «Альфы» Финансы, 13:18
Ирина Слуцкая ответила на обвинения в применении допинга Спорт, 13:14
Ужесточены правила ввоза автомобилей из ЕАЭС: новое в законах о таможне Pro, 13:10
Француз с российским паспортом получил должность в «Зените» Спорт, 13:08
В Кремле ответили на вопрос, были ли контакты Шойгу и Путина по Иванову Политика, 13:07
Минсельхоз взял на особый контроль ситуацию с подорожанием хлеба Экономика, 13:01
Кремль назвал спекуляцией сообщения о подозрении Иванова в госизмене Политика, 12:58