Бутерин решил сделать Ethereum «простым, как биткоин». Что изменится
Сооснователь второй по капитализации криптовалюты Ethereum (ETH) Виталик Бутерин предложил кардинально изменить архитектуру разрабатываемого им блокчейна. По его мнению, необходимо заменить основополагающие алгоритмы «эфира» для потенциального ускорения процессов в десятки раз, что позволит ему «стать почти таким же простым, как биткоин».
Бутерин предложил заменить программную среду, известную как виртуальная машина Ethereum (EVM) на новый модульный механизм, называемый RISC-V.
«Одной из лучших особенностей биткоина является то, насколько прекрасен и прост этот протокол», — написал Бутерин, описывая архитектуру биткоина.
По словам Бутерина, простота протокола дает преимущества, которые являются ключевыми для превращения его в надежный, нейтральный и пользующийся всеобщим доверием блокчейн.
Бутерин объяснил, что RISC-V может снизить для Ethereum стоимость создания новой инфраструктуры и сократить долгосрочные затраты на обслуживание протокола, а также уменьшить «риск катастрофических ошибок».
Как работают приложения на Ethereum. Что такое EVM и как это устроено
Что такое EVM и RISC-V: кратко о технологиях
EVM (Ethereum Virtual Machine) — программная среда для запуска смарт-контрактов и децентрализованных приложений в блокчейне Ethereum. Она работает как распределенный компьютер без централизованного управления. EVM — один из ключевых элементов успеха Ethereum.
Благодаря открытым стандартам поддержку EVM внедрили и другие блокчейны — BNB Chain, Avalanche, Polygon, Arbitrum, Optimism и другие. Это позволяет разработчикам легко переносить приложения (dApp) между сетями. В отличие от них такие блокчейны, как Solana, Aptos и Sui, используют собственные виртуальные машины и несовместимы с EVM.
RISC-V — это открытая архитектура процессоров, подходящая как для смартфонов, так и для суперкомпьютеров. Она модульная, масштабируемая и дает разработчикам гибкость в создании аппаратных решений под конкретные задачи.
RISC-V уже применялся в разработке блокчейн-сетей. Одна из них — Polkadot (DOT), основателем которой является английский ученый в области информатики Гэвин Вуд. Он также сооснователь Ethereum и один из основателей технологии EVM, на базе которой работает блокчейн-сеть Ethereum.
Бутерин считает, что EVM, созданная специально для Ethereum, значительно замедляет блокчейн за счет отсутствия гибкости, а переход на RISC-V потенциально «увеличивает число людей, которые понимают и могут участвовать в исследовании протокола».
Работа над ошибками
Предложение по изменению архитектуры Ethereum прозвучало одновременно с признанием неудач в разработке второй по капитализации криптовалюты. Бутерин отметил, что сеть часто не делала необходимых улучшений «иногда из-за [его] собственных решений», что приводило к действиям, совершенным «в погоне за выгодами, которые оказались иллюзорными». Прогнозируемое время перехода на RISC-V составит пять лет.
В это же время претерпевает значительную реструктуризацию организация Ethereum Foundation (EF), стоящая за созданием и разработкой ETH. Две основные цели EF — расширить использование Ethereum за счет преимуществ для пользователей, а также укрепить устойчивость и децентрализацию, устранив слабые места проекта.
В дополнение к этому 7 мая в сети Ethereum запланировано одно из крупнейших обновлений за последние несколько лет под названием Pectra. Хотя изначально оно планировалось на конец апреля, его перенесли из-за ряда технических сложностей на этапе тестирования.
Pectra разделена на два основных этапа. Первый, который состоится 7 мая, будет включать механизмы для снижения комиссий в основной сети и так называемых сетях второго уровня (L2) по типу Arbitrum, Optimism, zkSync, Starknet. Также планируется включение функции Account Abstraction, предназначенной для введения возможности оплаты комиссий за транзакции в отличных от ETH токенах, например USDT, DAI или USDC.
Второй этап ожидается в 2026 году. Предполагалось, что изменения коснутся виртуальной машины Ethereum, чтобы сделать смарт-контракты более эффективными, и технологии повышения масштабируемости второго уровня за счет снижения нагрузок на сеть. Однако теперь неизвестно, как будут реализовать старые планы в связи с новым предложением Бутерина по кардинальному изменению архитектуры.
Такие изменения в Ethereum потребуют широкого консенсуса в огромном сообществе заинтересованных, что является серьезной проблемой, отметил аналитик Kronos Research Доминик Джон для Decrypt. А сами предполагаемые изменения могут потребовать переподготовки разработчиков.
Несмотря на масштабные планы, с начала января котировки ETH обвалились более чем на 45%, до $1,83 тыс., — такой ценовой уровень наблюдался ранее, в конце 2023 года. Для сравнения: цена биткоина за этот же период выросла примерно на 250% — до $95 тыс. Капитализация всего крипторынка в целом увеличилась более чем вдвое за тот же период, по данным Coinmarketcap.
Однако эксперты предлагают не акцентировать внимание на цене.
«Цена не является показателем технологической зрелости. То, что цена [ETH] не растет, не значит, что Ethereum терпит неудачу. Он [Ethereum], наоборот, развивается, потому что закладывает инфраструктуру, которую копируют другие», — цитирует Decrypt исследователя инвестиционной компании Galaxy Тада Пинакиевича.
«Забирать прибыль и не торопиться». Что будет с биткоином в мае
Дирхам, золото и рубль. Какие перспективы у недолларовых стейблкоинов
Апрель стал самым удачным месяцем для биткоина в 2025 году. Что произошло