Эксперты объяснили последствия запрета платежей в криптовалюте
Президент России Владимир Путин 14 июля подписал закон, который прямо прописывает запрет на использование цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП) в качестве средства платежа на территории России.
Закон о запрете на использование криптовалют при оплате товаров и услуг не окажет существенного влияния на рынок, уверены опрошенные «РБК-Крипто» эксперты. Специалисты рассказали, в связи с чем были приняты новые правила, и какими будут последствия.
«Долгожданная ясность»
В России с 2021 года со всеми изменениями и дополнениями действует закон 259-ФЗ, который регулирует цифровые и финансовые активы, напомнил основатель компании LFCS Legal Support Юрий Брисов. Он уточнил, что в ст. 14 закона прямо говорится, что российские юридические и физические лица не могут получать оплату за товары, работы и услуги в цифровой валюте.
Из положений закона следует, что криптовалюта также является цифровой валютой, пояснил юрист. Таким образом, осуществлять ею платежи на территории России нельзя было и раньше, уверен Брисов.
Еще до принятия закона сложилась практика, поддержанная многократно в разъяснениях ЦБ, которая приравнивает криптовалюту к денежным суррогатам, отметил он. Выпуск и оборот денежных суррогатов в России запрещен, поэтому сделки с криптовалютой не получали правовую защиту, разъяснил эксперт.
Однако, по словам юриста, помимо платежных токенов, существуют и другие, например, токены — ценные бумаги, утилитарные токены и NFT. 259-ФЗ вводил запрет на оплату только платежными токенами, но не вводил запрет на другие.
«Законодатели решили, что существующего запрета недостаточно и надо конкретизировать», — подытожил эксперт: для тех, кто сомневался в запрете без подсказки президента, появилась долгожданная ясность.
В пояснительной записке к законопроекту была прямо поставлена цель предотвратить использование ЦФА и УЦП в качестве платежа, рассказал партнер Guskov & Associates, адвокат Игорь Гуськов. По его словам, принятые изменения продолжают курс, заложенный ранее в ФЗ «О Цифровых финансовых активах».
Юрист пояснил, что ограничения носят не абсолютный характер: запрещено передавать или принимать ЦФА и УЦП в качестве встречного предоставления, кроме случаев, предусмотренных законами.
Гуськов предположил, что это сделано для того, чтобы обособить такие ситуации, когда ЦФА приобретаются на специальной платформе, а ее оператор обеспечивает проведение соответствующих расчетов. Эта процедура описывается отдельно и ей посвящена большая часть закона, пояснил адвокат.
Влияние закона
Ожидать существенных последствий и реакций на рынке пока не приходится, считает Гуськов, поскольку информационные системы для обеспечения оборота ЦФА еще в разработке, а срок их готовности не определен.«Регуляторные механизмы также находятся в стадии осмысления и подготовки. Степень востребованности таких инструментов покажет время, а большого запроса на расчеты в ЦФА у общества не просматривается», — считает Гуськов.
Он обратил внимание на то, что судьба цифровой валюты (криптовалюты) была решена еще на этапе законопроекта, предложенного Министерством финансов. Вокруг их правового режима много внимания и ожиданий, как раз связанных с возможностью и границами использования в качестве средств расчета, объяснил юрист.
ФЗ «О цифровых финансовых активах» безоговорочно запрещает принимать цифровые валюты в качестве встречного предоставления. Однако эта позиция формировалась до утвержденной Правительством концепции Минфина, а значит потенциально может быть скорректирована, признал Гуськов.
Данное решение не способно сказаться на расстановке сил на рынке или повлиять на цены криптовалют, уверен руководитель инвестиционного департамента ICB Fund Аарон Хомский. По его словам, у регуляторов «прохладное» отношение к расчетам в криптовалюте, а спрос на цифровые монеты как на средство платежа отсутствует.
Эксперт рассказал, что в Сальвадоре в рамках эксперимента гражданам раздали по $30 (средняя зарплата порядка $400), но, по данным Национального бюро экономических исследований США, пользоваться кошельком после траты бонусов продолжили лишь 20% населения.
Порядка 20% ВВП Сальвадора — это переводы рабочих мигрантов из-за границы, и власти надеялись, что цифровой кошелек позволит сэкономить населению на комиссиях, сообщил Хомский. Но по его словам, в 2022 году лишь 1,6% от всех переводов были совершены с помощью данного механизма.
«По России подобной статистики нет, но в популярность криптовалютных расчетов не верится. Да, во время хайпа многие спешат купить монеты, чтобы было о чем поговорить с друзьями, но повального увлечения не было», — говорит Хомский. Криптовалюты кажутся слишком сложными и не вызывают доверия у широкой аудитории, вследствие чего рядовые россияне вряд ли почувствуют на себе влияние законопроекта, добавил эксперт.
— NFT-платформа OpenSea сократила персонал в ожидании долгой «криптозимы»
— Аналитики зафиксировали сокращение капитализации рынка DeFi на 74,6%
— JPMorgan: себестоимость добычи биткоина снизилась до $13 тыс.
— Банк России: 56% пирамид в этом году были связаны с криптовалютой
— Криптопортфель в тяжелые времена. Как распределить риски?
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.