Что на самом деле происходит в Китае. Запрет криптовалют и бум блокчейна
Власти Китая разделяют блокчейн и криптовалюты — одно они активно развивают, другое пресекают на корню. Подробно о ситуации в стране в своей авторской колонке на РБК-Крипто рассказал портфельный управляющий фондом Aurora Blockchain Capital Дмитрий Симирнов.
История вопроса
Любовь китайцев к азартным играм не является большим секретом. Вера в особое значение цифр и знаков, взаимодействие судьбы и предметов находит корни в философии и религии этого региона. Тысячелетняя история лотерей, карточных игр и маджонга тесно переплетается с попытками государства охладить азартный пыл населения страны. Так, за последние 170 лет легально испытать судьбу в игре на деньги в Китае можно был лишь в одном месте — бывшей португальской колонии Макао.
С открытием Шанхайской фондовой биржи в 1990 г. азарт жителей Китая нашел новое приложение. История биржевой торговли в регионе полна вертикальными взлетами и падениями, причем их основной движущей силой было простое население. Государство неоднократно вмешивалось в ход биржевой торговли, запрещая ставки на падение рынка, повышая сборы за сделки и ограничивая торговлю в кредит.
Неудивительно, что, когда появилась возможность спекулировать вырастающими в десятки и сотни раз криптовалютами, китайские спекулянты бросились покупать новые инструменты. На китайский рынок в пике приходилось до 90% всего торгового оборота биткоина.
Но и в этот раз государство довольно быстро начало закручивать гайки. В декабре 2013 г. центральный банк Китая запретил финансовым институтам совершать сделки с криптовалютами. 1 апреля 2014 г. банками и платежными системами было прекращено обслуживание счетов для торговли биткоином. И, наконец, в сентябре 2017 г. целая группа китайских регуляторов предприняла скоординированные действия для запрета осуществления ICO. Размещения виртуальных монет были признаны нелицензированным привлечением финансирования, а большая часть проектов, зачастую не без основания, была названа мошенничеством. Деятельность криптовалютных бирж в Китае была признана незаконной.
Текущая ситуация с торговлей криптовалютами и ICO
Китайские криптовалютные биржи довольно быстро переориентировались на другие растущие рынки: Японию, Корею и США. Так, например, просуществовавшая на момент запрета лишь два месяца гонконгская площадка Binance за счет агрессивного маркетинга смогла за полгода стать одной из крупнейших в мире. После запрета она сменила свою регистрацию сначала на Японию, а потом и Мальту. Китайские компании продолжили делать громкие ICO, но целевая аудитория уже находилась за пределами границ страны (пусть даже и сугубо формально).
К ноябрю 2017 г. торговля биткоином в юанях упала менее чем до 1% от мирового оборота, дневной объем торговли снизился с пика в почти 120 тыс. биткоинов до менее одной сотни:
Торговля криптовалютами для граждан Китая не была формально запрещена, но законных путей для покупки и продажи практически не осталось. Виртуальные валюты продолжили существовать в серой и черной зоне. Массовое задержание нелегальных букмекеров во время прошедшего чемпионата мира по футболу было связано с изъятием больших объемов криптовалюты. Они активно используются для вывода активов из Китая с целью приобретения дорогой зарубежной недвижимости. Но широкие массы были исключены из спекуляций, что говорит об однозначном успехе китайских властей в деле реализации запрета.
Лидерство в майнинге
Несмотря на запрет торговли криптовалютами, Китай продолжает быть однозначным лидером мирового майнинга — процесса подтверждения транзакций торгуемых блокчейнов за вознаграждение в виде созданных в процессе новых цифровых монет. Четыре крупнейших мировых объединения майнеров (майнинговых пулов) имеют китайские корни: AntPool, BTC.com, F2Pool и BW.COM. В сумме более 72% вычислительных мощностей биткоина находится в Китае. А более 70% мощностей Китая находятся в провинции Сычуань. Так, например, недавнее наводнение в этом регионе вызвало падение мощности (hash rate) сети биткоина почти на 10%. Причина такой концентрации мощности — дешевая гидро и угольная электрогенерация — основное «сырье» для майнинга.
Крупнейший производитель оборудования для майнинга Bitmain также родом из Китая. Понимая все риски регулирования, в июле он открыл офис в Кремниевой долине и планирует скорое IPO акций на американских биржах. Китайские власти неоднократно угрожали майнерам запретами и ограничением доступа к электроэнергетике, но пока риск не реализовался, а майнеры остаются там, где дешевле себестоимость их бизнеса
Блокчейн технологии за пределами криптовалют
Несмотря на государственный запрет криптовалют и ICO, власти городов Шанхай, Гуйян, Ханчжоу и Гуанджоу, провинций Шанси и Хэнань приняли политику стимулирования развития блокчейн технологий. А Ханчжоу — столица восточной провинции Чжэцзян объявила о планах инвестировать 10 млрд юаней ($1,5 млрд) в блокчейн-фонд, который должен стать крупнейшим в мире.
Более того, блокчейн был официально вписан в 13й пятилетний план развития Китая с 2016 г. по 2020 год. Блокчейн описывается там как одно из направлений развития нации, наравне с квантовыми компьютерами, искусственным интеллектом и автономными автомобилями. Следуя тренду, в первой половине 2018 г. китайцы зарегистрировали 3078 фирм, в названии которых употребляется слово блокчейн. Это в шесть раз больше, чем за весь 2017 г. и заметно больше, чем в США за то же время (817 фирм).
Китайские власти четко разделяют блокчейн и криптовалюты. И, несмотря на то, что биткоин стал первым успешным применением технологии блокчейн, в его полезности китайские регуляторы сомневаются и предпочитают максимально ограничить потенциальную опасность криптовалют.
Тенденции крипторынка 2025. На что обратить внимание
На какие тренды в 2025 стоит обратить внимание. На чем можно заработать