Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Чего бизнес ждет от государства в Арктике

С 29 по 30 марта проходил Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». РБК опросил чиновников и представителей крупного бизнеса, в чем, по их мнению, эффективность сотрудничества власти и частного бизнеса в Арктике в текущих экономических условиях и нужно ли менять существующие правила
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

На форуме «Арктика — территория диалога» активно обсуждалось партнерство государства и бизнеса в Арктике и его последствия. В российском законодательстве есть понятие частно-государственного партнерства, в том числе в Арктике. Бизнесу разрешают строить и вкладываться в инфраструктуру, но права добывать ресурсы (включая нефть и газ) в этом регионе у него нет. Нужно ли менять существующие правила, расширяя для частного капитала способы участия в освоении Арктики, включая добычу нефти и газа или есть основания оставить их прежними? Какие еще возможности для сотрудничества бизнеса и государства есть сейчас в этом регионе в действующих законодательных условиях?

Чего бизнес ждет от государства в Арктике
Председатель правления ФК «Открытие» Евгений Данкевич:

«Возможностей для частно-государственного партнерства в Арктике более чем достаточно. Но на мой взгляд, гигантский потенциал в деньгах для работы в Арктике лежит в области внутреннего туризма, который пока не получил адекватного развития из-за отсутствия качественной инфраструктуры. У нас множество мест, в которых есть что посмотреть, но зачастую туда трудно доехать и еще сложнее — найти там хорошее жилье. Между тем внутренний туризм — это прекрасный бизнес и хорошие деньги. Причем на этом поле есть место и малому бизнесу, и крупным и средним компаниям, которые способны инвестировать в строительство отелей, в дороги, в развлекательную инфраструктуру.

Частный бизнес в России — это в основном малый бизнес и средние компании. Им не под силу самостоятельно делать крупные проекты в добывающих отраслях, которые требуют значительных инвестиций, в том числе в геологоразведку. В туризме таких возможностей больше. Очевидно, что только государство в одиночку не сможет построить все дороги или гостиницы в труднодоступных регионах. Только бизнес с этим тоже не справится. А вот в рамках государственно-частного партнерства эту задачу решить можно».

Чего бизнес ждет от государства в Арктике
Дмитрий Босов, совладелец группы Alltech, председатель совета директоров компании «ВостокУголь»:

«Частно-государственное партнерство возможно везде, где этого хочет государство. Бизнес ориентируется на то, где ему выгодно. Если государство готово оказать какую-то поддержку или помощь, то бизнес всегда за. Так что это прежде всего вопрос к госструктурам и к власти. В текущей политико-экономической ситуации присутствие в Арктике однозначно является приоритетом государства, поэтому оно тоже заинтересовано в сотрудничестве с бизнесом в этом регионе. Поэтому оно должно и будет оказывать поддержку компаниям, которые работают в Арктике. Но наша компания пока не обращалась ни за какой господдержкой, и ни копейки бюджетных денег не использовала. К сожалению, любое обращение за бюджетными средствами — это достаточно длительный процесс. Поэтому мы предпочитаем сначала создать базу, после чего можно начинать с государством о чем-то говорить, а не рассказывать о каких-то прожектах. Компания «ВостокУголь» сама построила за четыре месяца Малый порт: с него уже ушло два корабля. Здесь мы тоже не привлекали государство, потому что его средства долго получать. А если их как-то неправильно израсходовать, то будут большие проблемы. Если лично у нас что-то не получится, это будут просто наши финансовые потери, а если с участием государства, то уже большие проблемы».

Чего бизнес ждет от государства в Арктике
Сергей Донской, министр природных ресурсов:

«Есть различные механизмы, которые позволяют частным компаниям выстроить взаимоотношения с владельцами лицензий на месторождения нефти и газа в Арктике. Сейчас таковыми являются компании с госучастием, например «Роснефть» или «Газпром». Для желающих работать в Арктике в области нефти и газа наиболее оптимален механизм совместных предприятий с ними. Всегда востребованы новые технологии в этой сфере, подрядные возможности, финансы. В сегодняшнем положении, когда лицензиями владеют именно эти компании, есть своя логика, ведь добыча ресурсов в Арктике это не только право и возможность заработать, это еще большая ответственность, в том числе ответственность экологическая. Для этого нужен соответствующий опыт работы.

Любой процесс добычи нефти или газа требует подготовки. Геологоразведка в Арктике занимает длительное время. Сейчас можно планировать свою работу на перспективу, потому что добывать нефть или газ здесь в промышленных масштабах, скорее всего, можно будет после 2030 года. Цены на углеводороды хоть и снижались, со временем вырастут, как и спрос. Для таких проектов мы меняем налоговую базу, снимаем административные барьеры. У компаний снижается объем затрат из-за этих шагов, и они могут планировать свои затраты на более длительный срок».

Чего бизнес ждет от государства в Арктике
Леонид Михельсон, председатель правления и совладелец компании НОВАТЭК:

«В российском законодательстве есть понимание государственно-частного партнерства. Под этим имеется в виду создание какого-то продукта с участием власти и частного бизнеса. Мы в партнерстве с государством реализуем проект «Ямал-СПГ», там есть немаленькая доля помощи государства. Но это не является в чистом виде государственно-частным партнерством. Государство создает акваторию, обходные каналы, дает возможность судоходству, а мы строим свое. Такое партнерство государства есть в любых странах: государство обязано участвовать в строительстве инфраструктуры, и мы надеемся, что оно и дальше будет это делать».

Ямал на проводе: о чем говорили Путин и Михельсон в Арктике

На сегодняшний день есть решение, что лицензии на добычу нефти или газа могут получать только компании с контролем государства. Мы же называем себя газонефтяной компанией и не переживаем из-за этого, потому что наши основные запасы находятся на onshore (вне шельфа), а не в offshore. Сейчас нет никакого желания заходить на шельф: мы будем развивать имеющиеся возможности».

Чего бизнес ждет от государства в Арктике
Сергей Иванов, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта:

«Вы спрашиваете, зачем частным компаниям вкладываться в Арктику? Глупый вопрос. Посмотрите на Сабетту — это яркий пример эффективности такого государственно-частного партнерства: в чистом поле построен в Арктике порт и завод по сжижению газа рядом. Что здесь нужно еще менять: все уже работает!»

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 июня
EUR ЦБ: 90,14 (+0,3)
Инвестиции, 20 июн, 18:52
Курс доллара на 21 июня
USD ЦБ: 78,5 (+0,02)
Инвестиции, 20 июн, 18:52
«Ювентус» разгромил второго соперника на клубном чемпионате мира Спорт, 21:12
Глава Минпромторга сообщил о блокировке 1,2 млрд некачественных товаров Общество, 21:06
В Генштабе Израиля заявили о поворотном моменте после ударов США по Ирану Политика, 21:02
Львы набросились на директора сафари-парка в Крыму Общество, 20:57
Особенности национальной еды: как возникло разнообразие российской кухни РБК и Перекрёсток, 20:52
ESPN узнал об обмене двукратного чемпиона НБА Кевина Дюранта Спорт, 20:47
В МИД ФРГ обвинили Иран в пересечении красной линии в ядерной программе Политика, 20:44
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Как Иран может ответить атаковавшим его американцам Политика, 20:38
Чек-лист по улучшению состояния волос и кожи головы РБК и Пантовигар, 20:25
Бобровский и Куликов взяли флаги России на чемпионский парад «Флориды» Спорт, 20:14
Задержавшийся в командировке вице-премьер Украины вернулся в страну Политика, 20:10
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:01
Президент Ирана предупредил США об ответе за удары по ядерным объектам Политика, 19:58
Долгосрочное инвестирование: из каких активов состоит портфель «вдолгую» РБК и ПСБ, 19:55