Нефтяной кризис ударил по производителям частных вертолетов
Падение цен на нефть заставило энергетические компании сокращать текущие издержки и отказываться от будущих проектов. Вместе с тем одной из «жертв» кризиса стала отрасль производства вертолетов. Как передает американская The Wall Street Journal, сейчас этому рынку грозит перепроизводство, тогда как два года назад на вертолеты был большой спрос: техника требовалась энергоконцернам для связи со своими добывающими платформами в открытом море.
По словам источников WSJ в руководстве авиаконцернов, сейчас из 1,9 тыс. коммерческих вертолетов, обслуживающих нефтегазовые компании, около 20% простаивают без дела. В обозримой перспективе игроки рынка полагают, что ситуация может ухудшиться. Перед кризисом, напротив, отрасль еле успевала обслуживать заказы нефтяников.
По данным AgustaWestland (вертолетостроительная компания, «дочка» итальянского концерна Finmeccanica), энергетические концерны являются главными заказчиками частных, коммерческих вертолетов, обладая сейчас 26% всего мирового парка. На втором месте с 23% идут различные спасательные службы, еще 19% находится в частном владении, 11% — на балансе правоохранительных органов.
Сейчас, пишет WSJ, производители вертолетов стремятся срочно диверсифицировать поставки, прежде всего за счет спасательных служб и частных клиентов. Однако на выручке в отрасли это скажется не сразу, предупреждают аналитики Teal Group. По их подсчетам, в 2016 году мировые продажи коммерческих вертолетов упадут с почти $5,5 млрд до $4,67 млрд. Лишь в 2017 году выручка начнет восстанавливаться, примерно до $4,95 млрд. Для сравнения, в 2013 году показатель был чуть выше $6 млрд.
Президент техасской консалтинговой фирмы Kylemore Group Джон Мэннион скептически относится к попыткам авиастроителей реализовать невостребованные вертолеты на других рынках для других целей. Все упирается в технические характеристики: например, нефтегазовые компании закупают вертолеты со специальным радаром для посадки на морскую платформу в плохих погодных условиях и с устройством для срочного приводнения. В целом, считает эксперт, производители вертолетов скоро вынуждены будут впервые столкнуться с проблемой массового складирования невостребованных машин.
Осенью 2015 года американский авиаконцерн Lockheed Martin закрыл сделку по покупке вертолетостроителя Sikorsky за $9,1 млрд. В конце января Lockheed обнародовал финансовые показатели своей новой «дочки» за январь—сентябрь 2015 года: выручка сократилась на 19%, до $4,3 млрд. Говоря о продажах коммерческих вертолетов, финансовый директор Lockheed Брюс Таннер заявил, что ожидает выручки по этому сегменту за весь 2015 год лишь в размере $375 млн. Это гораздо ниже ожидавшихся $750 млн и вчетверо меньше $1,5 млрд, полученных в 2014 году.
Кроме производителей в тяжелом положении оказались и эксплуатанты. Так, канадская CHC, один из ведущих операторов коммерческих вертолетов в мире, в феврале вынуждена была снять акции с котировки на Нью-Йоркской бирже. Компания не смогла выполнить правило NYSE по поддерживанию капитализации в среднем не ниже $15 млн за предшествующие 30 дней. На тот момент одна бумага CHC стоила ровно $4. Канадская фирма стала публичной в январе 2014 года — тогда стоимость акции составляла $294.
Одной из причин неуспеха CHC является проблема с долгами, которая обострилась в условиях кризиса. В прошлую пятницу, 25 марта, агентство Moody’s подтвердило кредитный рейтинг CHC на уровне B2-PD («мусорная» бумага с возможностью дефолта), изменив прогноз на «негативный». Перед этим сам концерн отчитался за последний финансовый квартал ноябрь—январь: выручка упала к предыдущему году на 20%, до $333 млн, чистый убыток углубился с $30 млн до $32 млн.
«Нефтегазовый сектор находится под давлением рекордно низких цен на сырье, что негативно отражается на работах в открытом море, — рассказал глава CHC Карл Фессенден. — В условиях плохой видимости и высокой неопределенности на рынке мы ожидаем, что такие сложные условия продлятся еще некоторое время, стараясь управлять предприятием в соответствии с этим».