Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Псковской области на границе с ЕС развернули мобильные призывные пункты Политика, 02:52
Минобороны сообщило об «экспериментах» России с иностранными спутниками Политика, 02:40
В ЛНР сообщили, что ВСУ начали использовать новый тип ракет для HIMARS Политика, 02:11
Власти Японии предупредили о возможном падении обломков ракеты КНДР Политика, 02:08
Reuters узнал об отправке Киеву четырех РСЗО HIMARS «в ближайшие дни» Политика, 01:58
На «Госуслугах» появилась форма для подачи жалоб по частичной мобилизации Политика, 01:36
Группа из 11 стран в заявлении в СПЧ ООН призвала прекратить русофобию Политика, 01:36
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Гендиректор Запорожской АЭС сознался в связях с украинскими спецслужбами Политика, 01:09
Медведев оценил посты Маска фразой «рано расшифровался Юстас» Политика, 00:55
Bloomberg узнал о просьбе Турции к России об отсрочке платежей за газ Политика, 00:26
Ученые назвали «колоссальными» открытия нобелевского лауреата Паабо Общество, 00:14
«Миссис Крым-2022» оштрафовали за исполнение песни «Червона калина» Политика, 00:12
Зеленский запустил опрос «какой Илон Маск вам нравится больше?» Политика, 00:05
В институте РАН оценили перспективы экономики России на горизонте 30 лет Экономика, 00:01
Бизнес ,  
0 

Козака предупредили о риске срыва отопительного сезона на Дальнем Востоке

Дефицит вагонов, на который жаловались производители хлеба, соли и щебня, стал угрозой и для отопительного сезона. Глава Амурской области предупредил правительство о нехватке вагонов для поставок угля — самого массового груза РЖД
Дмитрий Козак
Дмитрий Козак (Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»)

Предупреждение губернатора

В целях «безаварийного прохождения отопительного сезона» губернатор Амурской области Александр Козлов попросил вице-премьера Дмитрия Козака дать поручение о приоритетном предоставлении вагонов компаниями ФГК и СУЭК для нужд ЖКХ Амурской области, а также Дальневосточного федерального округа. Опасения губернатора связаны с дефицитом полувагонов на сети РЖД. Об этом говорится в телеграмме Козлова, копия которой есть в распоряжении РБК.

Представитель Козака подтвердил РБК получение документа. Но он сказал, что вопрос касается транспорта и поэтому был переадресован вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему этот сектор. Представитель Дворковича сказала РБК, что поручения даны Минтрансу. В Минтрансе на прошлой неделе прошло совещание, на котором в том числе обсуждалось обращение амурского губернатора, заявил РБК представитель министерства. «По поручению правительства ситуация прорабатывается. Росжелдором установлен ежедневный контроль за подходом вагонов», — говорит собеседник.

По данным губернатора Амурской области, предоставленным в Минтранс, на 25 октября котельные региона обеспечены запасом угля более чем на 30 суток, рассказывает представитель министерства. По данным РЖД, которые компания предоставила в министерство, для энергетических нужд и ЖКХ области 1–26 октября было поставлено 6,31 тыс. вагонов (против 5,88 тыс. вагонов за аналогичный период 2016 года). В телеграмме Козлова также говорится, что сейчас в области нет проблем с углем.

В приемной губернатора РБК обещали предоставить ответ позже.

Уголь уходит на экспорт

По данным РЖД, уголь является самым массовым грузом, который перевозят по железной дороге. В январе—сентябре 2017 года перевозка каменного угля составила 263 млн т, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост перевозок связан с отправками на экспорт. В сентябре 2017 года экспорт российского угля в Китай увеличился на рекордные 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 млн до 2,35 млн т, следует из данных Thomson Reuters.

Pro
Из-за каких ошибок менеджера по продажам клиент уйдет в 9 из 10 случаев
Pro
Фото: Михаил Метцель / ТАСС Что сейчас покупают на Wildberries: рейтинг поставщиков
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Думскроллинг, заедание, апатия: как победить эти проявления тревоги
Pro
Фото: China Photos / Getty Images Почему у вас никогда не получится выучить китайский язык
Pro
Фото: John Pryke / Getty Images Мир теряет краски: как серый стал главным цветом эпохи
Pro
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва» Чего нельзя делать инвесторам во время падения рынка
Pro
Какие права на землю есть у собственников помещений в нежилом здании
Pro
Почему резко дорожал рубль и что с ним может быть без торгов на бирже

Согласно телеграмме Козлова, уголь завозится в Амурскую область с территории Красноярской железной дороги. По данным источника в одной из транспортных компаний, поставки угля для предприятий Амурской области в сентябре составили 370 тыс. т. Большая часть груза — 255 тыс. т — поставляется с угольных разрезов самой области. Второй крупнейший поставщик — Красноярский край (76 тыс. т).

Представитель «Русского угля», владеющего угольными активами в Амурской области и поставляющего в регион уголь также с месторождения в Красноярском крае, сообщил РБК, что компания выполнит свои обязательства в октябре. «Но мы, как и вся отрасль, ощущаем на себе проблему нехватки тяговых локомотивов и полувагонов в высокий сезон», — заявил он.

Фото:Ирина Борсученко / Лори
Фото: Ирина Борсученко / Лори

Основным поставщиком угля из Красноярска в Амурскую область является СУЭК, говорит источник, близкий к одной из угольных компаний. По его словам, у компании действительно есть задолженность по поставкам угля перед потребителями.

Источник в СУЭК сообщил РБК, что компания не испытывает проблем с поставками угля в Амурскую область и выполняет план. У СУЭК есть свой парк вагонов, что позволяет ей практически не зависеть от РЖД, пояснил собеседник РБК. По данным «INFOLine-Аналитики», у СУЭК в управлении 29,4 тыс. полувагонов.

В октябре наблюдалась «критическая ситуация» по подтверждению заявок на отгрузку угля со станций Красноярской железной дороги со стороны ФГК, заявил РБК представитель СУЭК: обеспечение полувагонами составляло только 29% от размера месячных обязательств. Но благодаря оперативному вмешательству высшего руководства РЖД 27 октября ФГК согласовала дополнительный парк вагонов для вывоза угля в адрес внутренних потребителей. Кроме того, СУЭК для компенсации срыва со стороны ФГК перенаправила вагоны под своим управлением в ущерб экспортным отгрузкам, добавил собеседник РБК.

Представитель ФГК заявила, что в компании осознают «важность перевозки угля для подготовки к отопительному сезону, в связи с чем [она] старается удовлетворить максимальное количество поступающих заявок». По ее словам, ежемесячно ФГК предоставляет СУЭК около 8–10 тыс. полувагонов, а угольная компания, в свою очередь, самостоятельно принимает решение о том, куда именно и по каким маршрутам направить эти вагоны.

Но часть полувагонов ФГК брала в аренду, в частности у Уралвагонзавода (УВЗ). И с 1 ноября УВЗ забирает досрочно у ФГК 27,2 тыс. полувагонов, заявил 17 октября глава корпорации «Ростех» (контролирует УВЗ) Сергей Чемезов. В связи с этим решением возможности ФГК по обеспечению грузоотправителей вагонами существенно сократились, предупреждает представитель ФГК.

Не только вагоны

Источник в одной из компаний, которая участвует в обеспечении углем жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, сказал РБК, что проблемы с поставками угля начались в регионе еще в сентябре и дефицит вагонов — не единственная причина. Проблема усугубляется тем, что цену на уголь подняла СУЭК, говорит собеседник.

Гендиректор торгового дома «Энергетические угли», который занимается закупками угля для ряда предприятий Амурской области, Роман Чижиков обращался к министру ЖКХ Амурской области Сергею Гордееву и к компании «Коммунальные системы БАМа», которая занимается отоплением ряда предприятий области, с письмами, где указывал, что СУЭК с 1 октября подняла цену на уголь определенной марки на 32%, что делает покупку этого топлива для торгового дома невозможной. Копии писем есть в распоряжении РБК.

В письме от 29 сентября Чижиков просит областного министра помочь повлиять на ситуацию «во избежание срыва отопительного сезона вплоть до режима чрезвычайной ситуации». Представитель Амурской области пока не ответил на запрос РБК. Представитель СУЭК это не комментирует.

Щебень и соль

Ранее о дефиците вагонов для вывоза щебня заявлял глава Карелии Артур Парфенчиков. Он также обращался к Дворковичу (копия письма есть в распоряжении РБК). По его словам, нехватка подвижного состава в 2017 году уже привела к остановке восьми добывающих предприятий и еще десять находятся под угрозой банкротства. Бюджет республики лишился около 400 млн руб., жаловался глава Карелии.

О дефиците полувагонов заявляли и производители соли. По их словам, нехватка подвижного состава может осложнить начавшийся отопительный сезон. Нагревательные элементы подвержены появлению коррозии, и для защиты оборудования необходимо регулярно обрабатывать котельные технической солью.

На дефицит вагонов жаловались и мукомольные предприятия Санкт-Петербурга.

Дефицит полувагонов, основного вида подвижного состава (по состоянию на август в России было 484 тыс. полувагонов), вызван двумя причинами: значительным списанием полувагонов и ростом погрузки на сети РЖД. С 1 января 2016 года в России запрещено продлевать срок службы старых вагонов. Это было сделано, чтобы избавиться от профицита вагонов на сети, который затруднял оборот вагонов и держал тарифы на аренду вагонов на низком уровне. В итоге, по данным Института проблем естественных монополий, с начала 2016 года одних только полувагонов было списано 70 тыс. штук.

При этом погрузка в 2017 году на сети РЖД растет. По данным компании, объем перевозки за девять месяцев 2017 года составил 937,3 млн т, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной рост пришелся на погрузку угля — 62,96 млн т (рост на 9,3% к январю—сентябрю 2016 года), который перевозится именно в полувагонах.

Для решения проблемы Минтранс предложил принять поправки в закон, которые установят штрафы за простой вагонов для грузоотправителей на станциях выгрузки.

Авторы
Теги