Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Бизнес со дна: как бездомный смог стать обладателем состояния $3 млрд

Владелец бренда средств для ухода за волосами Paul Mitchell и текилы Patron Джон Пол ДеДжориа дважды оказывался на улице и жил на $2 в день, но не отчаялся. Сейчас его состояние превышает $3 млрд
Джон Пол Джонс ДеДжория
Джон Пол Джонс ДеДжория (Фото: Ron Edmonds/AP)

Работа с девяти лет

Джон Пол Джонс ДеДжория родился весной 1944 года в Лос-Анджелесе, его отец был иммигрантом из Италии, мать — из Греции. С самого раннего детства Джон узнал, что такое бедность и тяжелый труд. Когда ему не было и двух лет, отец оставил семью. Первые годы мать справлялась одна, но когда Джону исполнилось девять лет, ему пришлось выйти на свою первую работу. «Я ходил по домам и продавал рождественские открытки, — вспоминал миллиардер в интервью Enterpreneur. — Когда мне было десять лет, мы со старшим братом разносили газеты. Встаешь в четыре утра, складываешь газеты, разносишь, потом готовишься к школе».

Несмотря на это, мать не смогла материально обеспечивать детей и была вынуждена поместить их в семейный детский дом (в США распространена система патронатного воспитания: ребенка, которого не могут содержать родители, помещают в приемную семью или платный семейный детский дом за государственный счет).

В школе ДеДжория недолгое время был в банде. Решение изменить свою жизнь его побудил принять учитель математики, который предостерег подростка, что такими темпами тот «никогда ничего не добьется в жизни». Окончив школу в 1962 году, ДеДжория пошел на флот, где прослужил два года на авианосце «Хорнет». Когда ДеДжория вернулся со службы, ему было 22 года.

К моменту окончания службы у ДеДжория уже родился сын, но материальное положение молодой семьи было не лучше, чем в его собственном детстве. Когда ребенку было два года, будущий миллиардер неожиданно оказался с сыном на руках на улице. «Моя жена решила, что она больше не хочет быть матерью. Деньги, которые у нас были, она разделила и отдала половину мне с ребенком. Арендная плата была просрочена. Пару недель спустя я уже суетился, искал работу, подбирая на улице бутылки из-под колы, получая по два цента за маленькую и пять центов за большую, — рассказывал он Enterpreneur. Но денег оказалось недостаточно. — Мы несколько дней провели на улице. Затем меня приютил знакомый байкер».

ДеДжория едва сводил концы с концами больше десяти лет, до самого 1980 года, когда основал компанию John Paul Mitchell Systems. За это время он перепробовал множество профессий — от вахтера до страхового агента и коммивояжера. «[Я продавал] энциклопедии. Тяжелая работа. Ты пытаешься заинтересовать в них незнакомых людей. Двери захлопываются перед тобой 30, может быть, 40 раз, прежде чем первый покупатель нормально поговорит с тобой и позволит войти, — объяснял ДеДжория. — В компании нам говорили: «Когда дела плохи, будьте упорными и никогда не сдавайтесь. Вы должны звонить в двадцать пятую дверь, в пятидесятую, в сотую с таким же энтузиазмом, с которым звонили в первую, захлопнутую перед вами. Я всегда говорю молодым и даже зрелым предпринимателям, что они должны быть готовыми ко многочисленным отказам и не должны терять энтузиазма. В конечном счете это приведет к успеху».

Будущее ДеДжория предопределила одна из многих работ, которые он сменил в тот период, — в производителе продуктов для ухода за волосами Redken Laboratories. Как и во многих других местах, ДеДжория продержался там недолго и был уволен (издание Famous Entrepreneurs, впрочем, пишет, что увольнение было связано с недовольством ДеДжория стратегией компании). Но именно эта работа вдохновила его на создание собственного бизнеса: «Я был очарован индустрией профессионалов, которые хотят сделать каждого человека прекраснее».

Тем не менее первый бизнес ДеДжория был связан не с косметологией. В 1978 году, «когда его уволили в третий раз», он основал консалтинговую компанию. «Я занимался этим два года. Было сложно. Но это был мой собственный бизнес. И все-таки я хотел заниматься делом, связанным с производством чего-то осязаемого», — рассказывал он Business Insider.

В результате ДеДжория вместе со своим старым приятелем парикмахером Полом Митчеллом в 1980 году основал компанию, которую партнеры назвали John Paul Mitchell Systems, которая занялась производством средств для волос. «Я встретил Пола в 1972 году в отеле «Голубой фонтан» во Флориде на съезде участников индустрии красоты, — вспоминал ДеДжория. — Он никогда не занимался бизнесом, я никогда не занимался волосами, так что мы были идеальными партнерами». Стартовый капитал составил всего $700.

Сейчас личное состояние ДеДжория, по данным счетчика реального времени Forbes, составляет $3,2 млрд, а по данным Bloomberg, превышает $4,5 млрд.

Тяжелый старт

Начало работы John Paul Mitchell Systems пришлось на сложный период в жизни ДеДжория. Он снова был женат, но семейная жизнь не заладилась, и он ушел, оставив бывшей супруге все деньги. Одновременно John Paul Mitchell Systems бросил инвестор, который обещал вложить в компанию полмиллиона долларов.

«Я думал, все под контролем. У моего партнера было 350 баксов, я занял у мамы еще 350, и мы стартовали, — рассказывал он Enterpreneur. — Деньги пошли на изготовление первой продукции [двух видов шампуня и одного кондиционера]. Это заняло две недели, еще через две недели пришли счета. Как и с энциклопедиями, я ходил от двери к двери, от салона к салону. У нас был инвестор, который должен был инвестировать в Paul Mitchell Systems. Деньги должны были прийти, но не пришло ни пенни».

Следующие две недели ДеДжория пришлось ночевать в своем подержанном «Роллс-Ройсе». Денег тоже не было. «Я научился жить на пару долларов в день. В 9 утра я шел в кафе Freeway — в это время за 99 центов можно было купить одно яйцо, один тост, один апельсиновый сок или кофе и один кусочек бекона или сосиску. Между 14:30 и 17:30 я шел в мексиканское кафе, где за 99 центов можно было купить «Маргариту» и еще какой-нибудь еды вроде тако или куриных крылышек», — делился он воспоминаниями с Business Insider.

Спустя две недели на помощь ДеДжория пришла его знакомая, актриса Джоанна Петтет. «До нее дошли слухи, что я живу в машине, и она не могла в это поверить. Она дала мне комнату на пару месяцев, пока я не встану на ноги. Это было очень добрым жестом», — продолжал бизнесмен.

Экономическая ситуация в США в тот момент была тяжелой: в начале 1980 года, за год до прихода к власти Рональда Рейгана, инфляция превышала 13%, а безработица — 6%. В апреле инфляция достигла пика в 14,8%. «Если ты можешь выжить при подобной экономике, дальше будет проще», — считает ДеДжория.

Денег у Paul Mitchell Systems было немного, и компания не могла себе позволить красочную упаковку. Этикетки шампуней и кондиционеров Paul Mitchell были выполнены в черно-белом цвете. Чтобы раскрутить бренд, ДеДжория и Митчелл прибегали к самым разным приемам. Они ездили по стране и устраивали бесплатные презентации для потенциальных клиентов — владельцев салонов. Они гарантировали, что средства по уходу за волосами Paul Mitchell будут иметь успех у клиентов, в противном случае нераспроданную продукцию можно будет вернуть в обмен на полное возмещение затрат. Чтобы казаться потенциальным покупателям серьезнее, ДеДжория попросил записать сообщение на автоответчике телефона компании знакомую с британским акцентом.

Через два года с момента начала работы компания смогла полностью расплатиться по счетам. «У нас остались лишние $4 тыс., я и мой партнер взяли себе по $2 тыс. И мы сказали: «Черт! Мы это сделали!» Первым, на что он потратил деньги, был ужин в ресторане. «Впервые я читал меню с левой стороны, а не с правой, где указаны цены. Это было очень круто», — вспоминал он.

К 1993 году продукция Paul Mitchell продавалась в 30 странах мира. К 2016 году сеть расширилась более чем до 80 стран, включая Россию. John Paul Mitchell Systems работает только в b2b-сегменте: с парикмахерскими и салонами красоты. «Если вы когда-нибудь увидите продукцию Paul Mitchell в хозяйственном магазине или супермаркете — это подделка или контрафакт», — объяснял ДеДжория Forbes в 2011 году.

John Paul Mitchell Systems — частная компания и свои финансовые показатели не раскрывает. Forbes оценивает ее выручку примерно в $1 млрд ежегодно. Bloomberg, ссылаясь на данные Euromonitor, — в $725 млн за 2015 год. Сейчас 72-летний ДеДжория занимает пост гендиректора компании и не собирается отходить от управления бизнесом. По состоянию на 2001 год [последние данные, которые приводит Bloomberg], он владел 50% акций компании.

Первый по текиле

Несмотря на успех John Paul Mitchell Systems, основной доход ДеДжория приносит вторая созданная им компания — Patrón Spirits, производитель текилы премиум-класса Patrón.

Идея заняться алкогольным бизнесом возникла у ДеДжория в 1989 году, когда дела John Paul Mitchell Systems шли в гору. Как рассказывал ДеДжория Enterpreneur, один из его друзей, Мартин Кроули, часто ездил в Мексику, где закупал каменные плиты и фурнитуру, которые перепродавал архитекторам в США. ДеДжория попросил приятеля захватить из Мексики какую-нибудь хорошую текилу. Кроули выполнил просьбу.

Напиток понравился ДеДжория. «Текила оказалась мягче, чем все, что мы когда-либо пробовали», — рассказывал бизнесмен. Кроули предложил ему организовать совместный бизнес: сделать текилу еще мягче с помощью мексиканского специалиста и разливать ее в бутылку квадратной формы с красивой этикеткой. Впоследствии квадратная бутылка станет отличительной чертой Patrón.

Бизнес Джона Пола ДеДжория в цифрах

В $3,2 млрд оценивает состояние ДеДжория журнал Forbes

$722 млн выручила John Paul Mitchell Systems в 2015 году, по данным Euromonitor

$1,1 млрд — Patrón Spirits, по данным исследовательской компании IWSR

$195 стоит бутылка текилы «супер ультра-премиум класса» Gran Patrón Platinum Tequila

$50 — средняя стоимость бутылки Patrón

ДеДжория объяснял, что он и его партнеры задались целью изменить традиционное представление о текиле, создав принципиально новый продукт. «Что такое текила в США в 1989 году? Дешевое пойло, которое ты пьешь в колледже, чтобы напиться, и наутро тебе так плохо, что ты зарекаешься когда-нибудь еще взять в рот эту гадость», — говорил он в интервью Simplewinenews. «Мы же хотели производить самую мягкую текилу, которую люди когда-либо пробовали, от которой на следующий день не будет плохо и которую можно смаковать», — рассказывал ДеДжория о своем видении работы компании Forbes.

Рецепт разработал ветеран рынка текилы Франсиско Алькарас. Он применял при изготовлении текилы две техники: современную, с использованием вальцовой мельницы, и древнюю технику «тахона», при которой плоды агавы сначала перемалываются и медленно перетираются двухтонной мельницей из вулканического камня, а затем сок ферментируется и подвергается перегонке. Изготовленная таким способом текила отличается по вкусу. Алькарас использовал обе техники, а затем смешивал получившийся продукт.

Первая партия составила 12 тыс. бутылок. «Мы ходили от бара к бару и всех угощали текилой — сначала лучшей текилой бара, потом нашей текилой. «Вау, это намного лучше, что это?» «Это будущее текилы. Это Patrón». Текилу ультра-премиум продавать гораздо легче и приятнее, чем энциклопедии. Никто не захлопывает дверь», — рассказывал ДеДжория Simplewinenews. Вскоре Patrón полюбила вся калифорнийская богема. Клинт Иствуд взял Patrón в свой фильм «На линии огня». Продажи пошли вверх. К 2009 году, по данным Forbes, продажи текилы Patrón в США (одна бутылка которой стоит в среднем $50), достигли почти 2 млн девятилитровых коробов [американская единица измерения продаж крепких спиртных напитков] в год.

«[Кинорежиссер] Роберт Родригес, мексиканец по происхождению, тоже фанат Patrón. Уже в двух фильмах он поставил бутылку в кадр. Мы никому ни разу не предлагали денег, ни разу не делали продакт-плейсмент», — говорил ДеДжория Simplewinenews. По его словам, после Patrón к 2014 году появилось как минимум 50 новых брендов текилы премиум-класса, но Patrón растет быстрее.

В 2009 году ДеДжория принадлежало 70% акций компании [по данным Bloomberg, сейчас он владеет таким же пакетом]. По данным Forbes, в июле того же года небольшой пакет купил международный гигант Bacardi [сумма сделки не раскрывается]. В 2009 году ДеДжория впервые попал в список миллиардеров Forbes с состоянием $2,5 млрд. С тех пор он входит в число его постоянных фигурантов. По данным Bloomberg, в 2015 году Patrón Spirits выручила $1,1 млрд.

Кино, бриллианты и благотворительность

В числе компаний, в создании или управлении которыми принимал участие ДеДжория, — сеть концертных залов и ресторанов House of Blues в США, ювелирная компания DeJoria Diamonds, занимающаяся производством украшений с «неконфликтными» алмазами [добытыми с соблюдением прав человека и норм экологии], производитель мобильных и веб-приложений ROK Globals, производитель аудиоаппаратуры для автомобилей Diamond Audio и другие.

ДеДжория пробовал себя и в качестве актера. В 2008 году он сыграл роль своего партнера Пола Митчелла (тот в 1989 году умер от рака) в комедии по сценарию Адама Сэндлера «Не шутите с Зоханом», а спустя год — роль вымышленного парикмахера-стилиста Джона Пола Митчелла в комедии «Большая стрижка». Он также появлялся в роли самого себя во втором сезоне комедийного сериала «Дурман» (Weeds).

ДеДжория — активный благотворитель. Он помогает природоохранным организациям, организациям по борьбе с раком и ВИЧ, фонду Morris Animal Foundation, занимающемуся исследованиями в области ветеринарии, образовательным учреждениям и фондам, помогающим африканским детям, Amnesty International и другим.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Уровень воды в Сакмаре близ Оренбурга поднялся выше опасного Общество, 08:49
Reuters узнал об идее Трампа снизить налоги для среднего класса Политика, 08:43
ФСБ рассекретила данные об операции Смерша в 1944 году Политика, 08:34
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают Pro, 08:33
Сервисы начали предупреждать о запрете авторизации через Apple и Google Технологии и медиа, 08:30
В Ростовской области при падении дрона пострадал работник предприятия Политика, 08:21
Полянский обвинил США в дезинформации Совбеза ООН о действиях России Политика, 08:05
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Зеленский сообщил о причастности Украины к атаке на аэродром в Крыму Политика, 08:03
Руководитель розницы Росбанка покинет пост на фоне сделки с «Тинькофф» Финансы, 08:00
В Ивано-Франковской области прогремели взрывы Политика, 07:32
Аналитики оценили риски перегрева экономики России Экономика, 07:30
Минобороны сообщило о перехвате ракет, дронов и воздушных шаров ВСУ Политика, 07:18
Вильфанд рассказал об одновременно зимней и летней погоде в России Общество, 07:17
Зеленский заявил о продвижении российской армии Политика, 07:13