Перейти к основному контенту
Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Производители стройматериалов оценили зависимость от импорта

За три года в России удалось импортозаместить производство базовых материалов на 95%, сообщили в ассоциации НОПСМ. За то же время строительство подорожало примерно на 130–150%, но это связано не только с материалами
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

За три года, прошедших с введения масштабных санкций против России, удалось полностью локализовать производство базовых стройматериалов, таких как цемент, газобетон, гипс, сухие смеси, изоляция, нерудные стройматериалы — в них доля отечественных материалов превышает 90–95%. Об этом сообщил Радио РБК исполнительный директор Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ, объединяет крупнейших российских производителей стройматериалов) Антон Солон.

«Частично локализованы отделочные и фасадные решения — керамогранит, фасадные панели, облицовочная плитка, где появились конкурентоспособные российские бренды. Сложнее обстоит дело с герметиками, лакокраской, крепежом, сантехнической керамикой — здесь еще велика доля импортных компонентов, но замещение идет и появляются первые линии в России», — добавил он.

На рынке нет дефицита стройматериалов, спрос обеспечен, а по некоторым позициям есть профицит, продолжил Солон. По его словам, в базовых категориях цены стабилизировались, в некоторых начали снижаться за счет конкуренции и снижения логистических издержек.

Главными поставщиками импортных материалов стали Турция, Китай, Индия, Белоруссия, Вьетнам и Иран: китайские компании поставляют оборудование, крепеж и химические компоненты, турецкие — фасадные и отделочные материалы, индийские и вьетнамские — химию и добавки.

Хуснуллин сообщил о критичном росте цен на стройматериалы
Бизнес
Марат Хуснуллин

За три года строительство подорожало примерно на 130–150%, однако рост связан не только с материалами, дело в совокупном повышении стоимости во всей экосистеме, объясняет Солон. Речь идет об энергоносителях, логистике, рабочей силе, кредитах и инженерной инфраструктуре. «Если говорить отдельно о материалах, то отпускные цены производителей выросли в среднем на 35–75%. Наиболее заметно подорожали товары с высокой долей импортных компонентов — клеи, герметики, крепеж, фасадные системы», — добавил он. Солон подчеркнул, что производители стараются обеспечить качество вместо удержания цены.

Одним из главных факторов цены стала логистика. Выросла стоимость морских и сухопутных перевозок, сроки доставки увеличились, из-за чего логистика теперь может достигать до 25–30% себестоимости. Прежде всего, уточнил Солон, это характерно для крепежа, герметиков, оборудования и фасадной керамики. Он заверил, что отрасль адаптируется, но стабильное снижение цен произойдет лишь при развитии производств полного цикла внутри России.

Россияне рассказали, сколько переплачивают за ремонт
Недвижимость
Фото:amedeoemaja / Shutterstock / FOTODOM

В России теперь запущено собственное производство плитки и керамогранита, покрывается до 80–85% внутреннего спроса, а некоторые компании начали экспортировать продукцию, это одно из наиболее заметных достижений, отметил Солон. Прежде 80% оборудования для керамических заводов было заграничным, прежде всего из Италии и Испании, а сегодня компании работают на адаптированных линиях из Турции, Китая и российских аналогах.

«Остается зависимость от импортных добавок и печей для премиум-сегмента, но тенденция понятна — через два-три года мы выйдем на полную технологическую автономию. Главное — сегодня российская плитка перестала быть «заменой» и стала нормой рынка, что само по себе очень сильный сигнал», — сказал директор НОПСМ.

Керамогранит действительно производится в России, но у подавляющего большинства российских производителей — 90% — это происходит на итальянском оборудовании, рассказал в эфире Радио РБК гендиректор ГК «Керамик Солюшнс Рус» (бренд Cersanit) Юрий Ковтун. Деталями российского производства были «не ответственные элементы или неспециализированные единицы оборудования», которые применяются в широком диапазоне производства.

«Поэтому в целом сейчас нет российских аналогов, то есть не появилось российских аналогов ни по одной единице из этих вот ответственных элементов оборудования», — подчеркнул Ковтун и добавил, что хорошо развиваются китайские производители. С его слов, при постройке нового завода на Китай будет приходиться 80% оборудования, на Россию — только 10%, и еще 10% — на Европу, которая «все равно остается» и нужна. «Ну, либо нам придется как-то там каннибализировать старые линии, что-то мастерить своими руками», — предупредил он.

Результатов работы замещения импортного оборудования российским не видно, отметил Ковтун, хотя отечественное программное обеспечение появилось.

«Мы уже давно работаем на нашей ERP — это «1С». Сейчас вот мы ушли от продуктов Microsoft на тоже локальный софт. Не могу сказать, что этот опыт пока у нас очень удачный, честно сказать, в первые две недели у меня лично, к сожалению, как бы стыдно об этом говорить, у генерального директора не должно быть состояния, близкого к истерике, но у меня что-то было близкое», — рассказал он.

Ковтун привел пример: софт поначалу не позволял посмотреть запланированные события в календаре больше чем на неделю вперед. «И во-вторых, он онлайн. То есть я открываю приложение в телефоне и каждый раз, когда я его открываю, оно начинает грузиться. При этом оно не грузится с первого раза. Мы уже выработали в компании алгоритм, мы уже в инструкциях написали, надо сначала открыть почту, потом открыть календарь, потом закрыть приложение, снова его открыть, повторить эту последовательность и тогда ты увидишь, сможешь посмотреть свои дела в календаре <...>. Это надо крепкую нервную систему иметь», — описал процессы гендиректор «Керамик Солюшнс Рус». Он задался вопросом: как быть, если необходимо открыть такой календарь в самолете или при ограничениях мобильного интернета.

Читайте РБК в Telegram.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 12:41
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 12:41
Биатлонист Латыпов выиграл спринт на этапе Кубка России в Тюмени Спорт, 12:41
Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне РБК и Ozon Travel, 12:41
Захарова заявила, что Зеленский «приперт к стене» из-за выборов и боев Политика, 12:33
Аршавин подтвердил информацию об урезании бюджета в «Зените» Спорт, 12:33
Bild сообщил о жестком давлении Трампа на Зеленского для заключения мира Политика, 12:27
Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм РБК и ГАЛС, 12:20
Вин Дизель сообщил, что для Криштиану Роналду написана роль в «Форсаже» Спорт, 12:19
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Минобороны сообщило об ударах «Кинжалами» по объектам ВПК Украины Политика, 12:17
Тренер «Бруклина» раскритиковал игру россиянина Демина Спорт, 12:13
В Москве наградили лидеров федпроекта «Производительность труда» Город, 12:10
Торговля без выходных: как зарабатывать на срочном рынке #всенабиржу!, 12:04
«Роснано» подала иск на ₽11,9 млрд к экс-руководству, включая Чубайса Бизнес, 12:02
Искусство жить: как устроен премиальный ЖК в Марьиной роще РБК и TATE, 11:56
Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет РБК х Ростелеком, 11:42