По образцу мясоперерабатывающего завода в Челябинской области (на фото) в «Арианте» хотят построить комбинаты в Свердловской и Кемеровской областях
(Фото: «РИА Новости»)
Жителям большинства других регионов это название ничего не говорит. Его не знают даже металлурги, в разговорах с которыми приходится упоминать ЧЭМК, крупнейшего в России производителя ферросплавов. С него в 1996 году началась ферросплавная империя Аристова и Антипова, через несколько лет они купили «Кузнецкие ферросплавы» в Кемеровской области, в этом году Серовский завод в Свердловской области. Теперь заводы «Арианта» производят около 70% всех ферросплавов в России.
В разговорах с виноделами группу лучше именовать по названию ее главного винодельческого завода — «Кубань-Вино» или по главной торговой марке — «Шато Тамань» (Chateau Tamagne). По объему выпуска «Ариант» в прошлом году, по расчетам РБК, занял четвертое место среди производителей тихих и игристых вин. Виноделы знают, что «Кубань-Вино» получает виноматериал со своей агрофирмы «Южная», на балансе которой находятся виноградники группы, и смутно припоминают, что за Уральскими горами расположен еще один винодельческий завод холдинга. Но именно с этого завода начиналась «винная империя» партнеров: будущий гигант в 1996 году родился из завода «Центр пищевой индустрии — Ариант» («ЦПИ — Ариант»).
Только свиноводам знакомо слово «Ариант». Так называлась колбаса, которую Аристов и Антипов выпускали еще в начале 1990-х, когда свинокомплексов у них не было и в помине, так она называется и до сих пор. Это же имя носит вся линейка мясной продукции группы [теперь она производится из собственного сырья] и крупнейшая в России по обороту сеть мясных магазинов. В середине 2000-х, по словам Антипова, «Ариант» был одним из крупнейших производителей свинины в стране. Сейчас в число крупнейших производителей свинины «Ариант» не входит: в прошлом году группа заняла 14-е место.
«Перант», «Бурант» и «Ариант»
В базе данных СПАРК-Интерфакса есть информация о компаниях «Перант» (среди учредителей — Людмила Пермякова) и «Бурант» (учредитель — Наталия Бурдяк). Но эти юридические лица уже не существуют: выжил лишь тандем с самым поэтичным именем.
Все активы принадлежат партнерам на паритетной основе, заявил РБК Антипов. Как следует из данных СПАРК-Интерфакса, компании группы всегда примерно поровну поделены между двумя партнерами и членами их семей. Так, в Урало-Сибирской металлургической компании, на балансе которой три з
авода ферросплавов и мясное подразделение, 50% принадлежит Александру Аристову
и его супруге Людмиле Аристовой, 50% — Юрию Антипову и его супруге Людмиле Антиповой.
Совладелец «Арианта» Юрий Антипов называет себя «заводчанином»: почти каждый день он приезжает на ЧЭМК
(Фото: Дмитрий Вансович для РБК)
В винном подразделении структура владения сложнее, но баланс сохраняется. В компании «Кубань-Вино» у Антипова 50%, еще 50% поделены между Людмилой Аристовой, дочерью Аристовых Еленой Кретовой и ее мужем Александром Кретовым. Последний принимал активное участие в работе группы: в 2010–2011 годах был председателем совета директоров ЧЭМК, до 2012-го он возглавлял винный холдинг «Ариант». «У Аристова и Антипова есть принцип «бей своих, чтобы чужие боялись», поэтому у них требования ко мне как партнеру жестче, чем к остальным», — говорил Кретов в интервью челябинскому порталу Chel.ru в 2007 году. Сейчас 43-летний Кретов — депутат Госдумы, поэтому «Ариантом» он больше не руководит, заявил представитель группы. В бизнесе также участвуют сыновья Антипова — их у него трое. «Когда вечером скучно дома, первое, что ты делаешь, — набираешь телефон детей и с детьми разговариваешь на ту или другую тему, — говорит РБК Антипов. — Когда разговариваешь только на темы «какая погода», «кто что скушал» — это надоест. А вот о бизнесе интересно: что ты сделал, как ты сделал, где ты допустил ошибки». Все трое сыновей учились в США, рассказывал Аристов «Челябинскому рабочему».
Орел и решка
На вопрос, как удается сохранять паритет и согласие, Антипов отвечает, что оба занимаются разными делами и «никто не дублирует друг друга». «Как монета с двух сторон же разная: тут орел, а тут решка — так и у нас».
Антипов — производственник, отвечающий за операционный бизнес. Аристов — «переговорщик», его дело — налаживать отношения с чиновниками и другими важными для бизнеса людьми, поясняет знакомый Аристова. Антипов в разговоре с РБК упомянул, что раньше Аристов занимался «связью с общественностью». О бизнесе Аристов говорить не хочет. Антипов на встрече, напротив, сыплет цифрами: перечисляет производство по каждому ферросплаву на своих заводах и предприятиях конкурентов, называет объемы потребления в России и в мире, набрасывая цифры на листках. Чтобы не запутаться в потоке информации, корреспондент РБК после интервью хотела попросить эти листки, но обнаружила на столе горку аккуратно разорванных в клочки бумажек.
«Я заводчанин, на заводе сижу», — признается РБК Антипов. На ЧЭМК он приезжает почти каждый день, работая даже по выходным: в этом корреспондент РБК убедилась лично, случайно столкнувшись с ним субботним утром на проходной комбината. Сотрудники предприятия говорят, что своего кабинета у Антипова здесь нет: он поставил небольшой стол в кабинете гендиректора ЧЭМК Павла Ходоровского. А свой кабинет ему-де не нужен: он часто проводит время в командировках.
Настроение Антипова сотрудники определяют по марке автомобиля у входа в административный корпус: если стоит «Роллс-Ройс» — настроение деловое, Антипов на чем-то сконцентрирован. «Больше всего люблю,
когда «Мерседес», — признается один из сотрудников, — значит, настроение буднично-рабочее, все вопросы сможем обсудить и решить». Машины, которые успела увидеть за два дня корреспондент РБК, были черными и строгими.
Денежные сплавы
Вино и мясо «Арианта» ближе и понятнее простым потребителям, но основу бизнеса группы составляют сплавы разных химических элементов с железом. По расчетам РБК, сейчас на ферросплавы приходится 80–85% выручки группы. «Ариант» контролирует три крупнейших завода ферросплавов в России, суммарная выручка которых в 2014 году составила 70,7 млрд руб. [Серовский завод перешел под контроль группы в первой половине 2015 года]. «У ферросплавного бизнеса всегда, даже в самые плохие времена, есть прибыль, и она в несколько раз выше, чем в среднем по металлургической отрасли», — говорит представитель аналитической отраслевой группы «Металл Эксперт». Сейчас, по его словам, прибыльность ферросплавных производств в 3–5 раз выше, чем средний показатель по металлургии. Только в первом полугодии 2015-го чистая прибыль металлургического подразделения «Арианта», по словам Антипова, составила около 10 млрд руб.
Такая доходность позволяет масштабные инвестиции. За Серовский завод и шахту «Рудная» группа заплатила около 15 млрд руб. — «средства группы», пояснял Антипов, обязавшись вложить больше 30 млрд руб. в модернизацию производства. В два агропромышленных комплекса рядом со своими заводами в Свердловской и Кемеровской областях группа вложит еще около 30 млрд руб. В 4 млрд руб. в первой половине года оценивала компания новый проект высадки виноградников и строительства завода шампанских вин в Анапском районе Краснодарского края. Из-за изменения курсов валют в последние месяцы стоимость проекта, вероятно, будет выше. Обычно новые инвестпроекты группа на 30% финансирует из прибыли и на 70% — привлеченными средствами, говорит Антипов.
Дар убеждения
Серовский ферросплавный завод, крупного производителя феррохрома, «Ариант» пытался купить еще в 2003 году. Но тогда предприятие досталось казахстанской Евразийской промышленной ассоциации (позже стала частью Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). В начале 2013 года, зная, что ENRC испытывает серьезные финансовые проблемы, Антипов начал переговоры о покупке Серовского завода и поставляющей на него сырье Сарановской шахты «Рудная». Об условиях сделки стороны договорились за год: по словам Антипова, за два актива ENRC получила $220 млн.
Почти столько же времени ушло на получение разрешения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ЧЭМК подал первое ходатайство о покупке завода в апреле 2014 года и спустя три месяца получил отказ. Во-первых, объясняла ФАС, компания предоставила некоторые недостоверные сведения о своей работе (за это ЧЭМК оштрафовали на 300 тыс. руб., гендиректора Ходоровского — на 15 тыс. руб.). Во-вторых, сделка привела бы к усилению доминирующего положения группы ЧЭМК на ряде рынков ферросплавов, говорится в заявлении службы: «Таким образом, ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» будет иметь возможность воздействовать на условия обращения товара на указанных товарных рынках в пределах Российской Федерации».
В августе 2014-го ЧЭМК подал повторное ходатайство, и в конце ноября ФАС вынесла другое, совершенно противоположное решение. «На моей памяти не было прецедентов, когда ФАС сначала отказывала в удовлетворении ходатайства, а потом, через четыре месяца, удовлетворяла его», — говорит портфельный управляющий «Унисон Траст» Александр Парфенов.
«Мы долго доказывали ФАС, объясняли,
почему мы не доминируем на рынке, — рассказывает РБК Антипов. — Долго-долго мы объяснялись, в конце концов они нас услышали». Сработала, по его словам, следующая логика: нужно оценивать не рынок ферросплавов в целом, а ситуацию с каждым
конкретным сплавом — сколько его производят российские заводы и мировые конкуренты, кто и сколько потребляет, у кого закупает и т.д.
Представитель ФАС объясняет причину внезапного разворота иначе: «При повторном обращении ЧЭМК предоставила план большой инвестпрограммы, которая предусматривала увеличение производства завода без существенного роста потребления электроэнергии». ФАС одобрила сделку, но с предписанием: в частности, цены ЧЭМК по ряду ферросплавов для отечественных потребителей не должны быть выше, чем для зарубежных покупателей. На экспорт сейчас уходит 85% всех ферросплавов «Арианта», из-за падения рубля в последний год экспортные поставки стали для группы выгоднее, признавал Антипов.
Почти одновременно с получением разрешения на покупку Серовского завода ЧЭМК инициировал антидемпинговое расследование в отношении поставок в Россию украинского ферросиликомарганца, потребляемого в основном металлургами. «Из базовых ферросплавов рынок силикомарганца самый большой по объему, это самый важный сплав для металлургии, — объясняет представитель «Металл Эксперта». — На этом рынке наибольшее число и поставщиков, и потребителей».
Украинские производители, снизив цены, в прошлом году серьезно увеличили продажи на российском рынке, объясняет Антипов причину обращения в Евразийскую экономическую комиссию. В декабре комиссия начала расследование, которое все еще длится.
Исторически около 50% потребляемых в России ферросплавов импортировалось с Украины, где работают крупные заводы, построенные еще в СССР. По данным аналитической группы «Металл Эксперт», Украина увеличила поставки ферросиликомарганца с 141 тыс. т в 2013 году до 169 тыс. т в 2014-м. Группа ЧЭМК в прошлом году продала в России 146 тыс. т этих ферросплавов.
Особую остроту расследованию придает тот факт, что главными производителями ферросиликомарганца, как и большинства других ферросплавов на Украине, являются заводы группы «Приват» Игоря Коломойского, который сейчас считается в России одним из самых враждебных украинских олигархов.
ЧЭМК и «Приват» ведут отчаянную борьбу за российский рынок, говорит представитель «Металл Эксперт»: «Потребители-сталелитейщики, с которыми мы общаемся, признаются, что если «Приват» уйдет с российского рынка, это будет для них болезненным ударом». Связаться с группой «Приват» не удалось.
Подсобные хозяйства металлургов
По словам Антипова, новых масштабных инвестиций в металлургию — кроме тех, о которых уже было заявлено, — группа сейчас не планирует. Владельцы «Арианта» хотят заработать на импортозамещении в продовольственном секторе.
Прибыль от ферросплавов «Ариант» решил направлять на выращивание свиней и производство мясных продуктов. «Стараемся реализовывать инвестиционные программы, которые связаны с сельским хозяйством, производством свинины — это тот тренд, который сегодня требуется и стране, и нам», — говорит Антипов.
В интервью «Эксперту-Урал» в 2006 году Антипов называл «Ариант» вторым производителем свинины в стране после «Омского бекона». С тех пор было построено много крупных свиноводческих комплексов, и постоянно наращивающий производство мяса «Ариант» в 2013-м занял лишь девятое место по объему его выпуска в России, в 2014-м — 14-е.
Агрофирма «Ариант» — холдинг с замкнутым циклом производства. У группы 130 тыс. га сельскохозяйственных земель — с таким банком «Ариант» входит в российский топ-30 держателей таких земель. Есть элеваторы для хранения зерна, комбикормовый завод, свинофермы, где сейчас содержится более 320 тыс. свиней, бойня, мясоперерабатывающий завод и собственная розничная сеть.
Аналогичные комплексы, но в уменьшенном масштабе, «Ариант» собирается построить до 2020 года в Свердловской и Кемеровской областях. Если сейчас все свинофермы Челябинской области рассчитаны на содержание 550 тыс. голов, то каждый из новых комплексов будет рассчитан на 235 тыс. Для сравнения: свиное стадо «Мираторга», крупнейшего производителя свинины в России, в конце 2014 года насчитывало почти 2 млн голов.
По 50% агрофирмы «Ариант» принадлежит ЧЭМК и «Кузнецким ферросплавам». Заводы финансово поддерживают «дочку»: исходя из отчетности ЧЭМК за 2014 год, только в прошлом году завод предоставил агрофирме займы на 1,3 млрд руб. (с процентом по договору займа от 11 до 12,65% годовых).
Забавно, но спустя 20 с лишним лет круг замкнулся. На прибыль от продажи колбасы Аристов и Антипов начали скупать акции металлургических заводов, а сейчас прибыль от этих заводов вкладывается в развитие производства мяса и колбасы. Агрофирма «Ариант» в прошлом году заметно улучшила свои показатели: выручка выросла на 64%, до 8,7 млрд руб., чистая прибыль — в 1,5 раза, до 1,8 млрд руб. На фоне металлургического бизнеса это пока мелочь, и Антипов называет новые агрокомплексы «подсобными хозяйствами» заводов.
«Завтра может оказаться, что ферросплавы являются подсобным хозяйством свиноводства», — парирует Мушег Мамиконян, президент Мясного совета Евразийского экономического пространства. Свиноводство сейчас — бизнес с «огромной доходностью», в том числе благодаря продовольственному эмбарго, говорит Мамиконян. Для примера: рентабельность по EBITDA «Черкизово» в сегменте «свиноводство» в 2014 году составила 49%.
По словам Мамиконяна, несмотря на ввод большого количества крупных свинокомплексов в последние годы, место для продукции еще нескольких на рынке найдется. Почти 90% рынка уже сейчас составляет отечественная продукция, но доля личных подсобных и фермерских хозяйств в производстве свинины все еще очень высока: в 2014 году они дали около четверти всего объема, и как раз эту долю постепенно будут замещать промышленные комплексы.
Лоза вместо печей
Вино — третье по объему выручки и, пожалуй, самое известное за пределами региона направление работы «Арианта». Винное подразделение развивалось по той же схеме, что и мясное: запустили цех по переработке, потом, инвестируя прибыль от продаж, выстроили производственную цепочку «от поля до прилавка».
Совладелец «Арианта» Александр Аристов любит хорошие машины: в его автопарке — самые дорогие автомобили Челябинска
(Фото: Вадим Ахметов)
В 1996 году Аристов и Антипов запустили завод «ЦПИ — Ариант», на котором стали разливать газированные напитки, тихие и игристые вина. Предприятие работало на чужом виноматериале, качество напитков было невысоким, признавали позже сами «ариантовцы». «Мы сначала построили в Челябинске производственные мощности по розливу вина, а потом поняли, что без винограда нам никуда: качества не добиться. Поехали покупать, работать с виноградниками», — объясняет Антипов.
Сейчас Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау-Дюрсо», одного из крупнейших производителей игристых вин, называет «Ариант» «локомотивом виноградарства в России». «В свое время они получили хорошую сырьевую базу на Кубани», — напоминает Титов. В 2001 году «Ариант» купил в Темрюкском районе Краснодарского края семь хозяйств — уже тогда, получив 7 тыс. га, группа стала первой по площадям виноградников в России. В 2003-м «Ариант» приобрел в том же районе винодельческий завод «Кубань-Вино», который позже модернизировал. В том же году «Ариант» выкупил 40-процентную долю в торговом доме «Абрау-Дюрсо» и вдобавок получил в управление госкомпанию, владеющую виноградниками, таким образом став крупнейшим из совладельцев «Абрау-Дюрсо». Но в 2006 году «ариантовцы» продали свою долю бизнесмену Борису Титову [сейчас — бизнес-омбудсмен]. «На тот момент мы, наверное, не были готовы инвестировать [в компанию] и развивать [ее], — объясняет РБК Аристов. — Когда мы купили «Абрау-Дюрсо», это было практически разорившееся предприятие, которое просто лежало».
Сейчас «Ариант» называет себя крупнейшим владельцем виноградников не только в России, но и во всей Европе. Точной статистики о всех владельцах европейских виноградников не существует, замечает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, но о более крупных виноградарских хозяйствах Европы, принадлежащих одному собственнику, он не слышал.
Все эти годы «Ариант» постепенно высаживал на месте старых виноградников новые лозы. Только за последние пять лет группа инвестировала в виноградники $70 млн. «Серьезные деньги, — говорит Аристов. — 12 лет назад, когда мы начинали виноградный бизнес, на такие суммы можно было покупать металлургические заводы».
Сегодня «Ариант» — единственный крупный производитель вин в России, который практически все продукцию производит из собственного винограда. В 2014 году компания собрала 65,8 тыс. т винограда — это 16,4% от всего урожая винограда, полученного сельхозпредприятиями России.
В прошлом году «Ариант» разлил, по данным компании, около 50 млн бутылок тихих и игристых вин, план на этот год — 68 млн бутылок. Сейчас «Кубань-Вино» — четвертый по объему выпуска производитель вин в стране, но на этом «Ариант» не останавливается. В этом году группа арендовала еще 2,5 тыс. га готовых виноградников и подходящих для их высадки земель в Анапском районе Краснодарского края и анонсировала строительство там же завода шампанских вин. Запланированная мощность — до 20 млн бутылок в год. Для сравнения: мощность «Абрау-Дюрсо», занявшего по итогам первого полугодия 2015-го первое место по объему производства игристых вин в стране, составляет 24–25 млн бутылок в год.
Винзавод агрофирмы «Южная» в Краснодарском крае (на фото) входит в винный холдинг «Арианта», одного из крупнейших производителей вин в стране
(Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)
Но доля «Арианта» может заметно увеличиться и раньше, чем будут готовы новые мощности. «Львиная доля того, что они делают, — это очень доступные вина. Сейчас, во время кризиса, рынок деформировался и дешевые тихие вина улетают, можно сказать, с колес. «Кубань-Вино» попало в эту нишу», — говорит Павел Титов. «Ариант» в этом году уже существенно увеличил производство и тихих, и игристых вин, следует из данных Росстата за первую половину 2015 года. А отраслевое агентство ЦИФРРА подсчитало, что завод «Кубань-Вино» в первом полугодии 2015-го по сравнению с теми же месяцами прошлого года увеличил выпуск игристых вин в 2,9 раза, до 276,9 тыс. дал. В прошлом году винное подразделение «Арианта», по данным компании, получило выручку в 6 млрд руб. В 2015 году, по прогнозу Аристова, будет уже около 10 млрд руб.
Все свое
Цель «Арианта» на любом рынке — построить замкнутую структуру, будь то вино, феррохром или свинина. «Цепочку построили, она не зависима ни от кого — это непотопляемый корабль, устойчивый в любых рыночных условиях», — объяснял «Эксперту-Урал» Антипов. Когда цепочка выстроена, компания начинает ее тиражировать: так происходит сейчас и с новыми агрокомплексами, и с новым винным хозяйством в Анапском районе.
Замкнутый на себя «Ариант» удивительно устойчив: на фоне многочисленных громких бизнес-разводов в России партнерство Аристова и Антипова выглядит одним из самых стабильных. Партнеры работают вместе с конца 1980-х, когда через потребительские кооперативы продавали гвозди и минеральные удобрения. За минувшие четверть века группа успела поучаствовать во многих междоусобных «войнах» и столкновениях за собственность в Челябинской области, но никогда не было информации о разладах между совладельцами «Арианта», а если они и были, не просачивалась на публику.
Рецепт мира и согласия — в цепочке нет не только контрагентов, но и других партнеров, которые могут подвести или начать диктовать свои условия, объясняет РБК Антипов: «Пока я вижу развитие своего бизнеса, мне зачем партнеры? У меня их достаточно: Аристов есть».