Лента новостей
В МИД Литвы рекомендовали Эстонии осторожно подходить к диалогу с Москвой Политика, 05:10 Адвокат сообщил о приговоре левому активисту из Крыма за посты в соцсети Общество, 04:41 Полански подал в суд на Академию киноискусств и наук США Общество, 04:03 Губернатор заявил о «пришедших из-за границы» пожарах в Забайкалье Общество, 03:49 ЦОДД назвал самые часто встречающиеся машины нарушителей ПДД Общество, 03:16 Трамп заподозрил демократов в измене и фабрикации доклада Мюллера Политика, 03:03 Волкер заявил о надолго пришедших на Украину Соединенных Штатах Политика, 02:43 Помпео обвинил Россию в поддержке авторитарных режимов Латинской Америки Политика, 02:20 В Забайкалье число пострадавших от пожаров домов превысило 150 Общество, 01:55 Институт «Роскосмоса» нашел в «каплях» из аппаратов СССР угрозу спутникам Технологии и медиа, 01:50 Присяжные оправдали обвиняемого в убийстве офицера ФСБ и военных в Чечне Общество, 01:32 Глава КХЛ назвал фееричным и бескомпромиссным финал серии Кубка Гагарина Общество, 01:01 Порошенко в разговоре с Помпео осудил слова Зеленского Политика, 00:47 В Забайкалье из-за пожаров пострадали 17 человек Общество, 00:41
Бизнес ,  
0 
Убежал со стройки: почему Геннадий Тимченко продает строительные активы
Миллиардер Геннадий Тимченко продал блокпакеты двух строительных активов — СК «Мост» и АРКС. Инфраструктурный бизнес больше не сулит больших доходов, считают эксперты
Миллиардер Геннадий Тимченко (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Мост» на продажу

О том, что миллиардер Геннадий Тимченко продал блокпакет в строительной компании «Мост» бизнесмену Руслану Байсарову, РБК рассказал источник, близкий к покупателю. Факт покупки подтвердил представитель Байсарова, отказавшись уточнить, у кого именно он приобрел пакет и за какую сумму. По его словам, актив стал интересен бизнесмену, потому что в этом году принадлежащая ему Тувинская энергетическая промышленная корпорация планирует начать строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино. Ему понадобятся строительные мощности: в проект заложено более 120 мостов и восемь ​​тоннелей.

Продать актив Тимченко удалось только со второй попытки. В феврале этого года представитель принадлежащей ему Volga Group Антон Куревин сообщал, что Тимченко продал свой пакет в «Мосте» (25% плюс 1 акция) одному из действующих акционеров строительной компании. Но тогда пресс-служба СК «Мост» факт покупки опровергла.

Акционеры «Моста» не смогли расплатиться с Тимченко, поэтому пришлось искать другого покупателя, утверждает источник, близкий к новому покупателю. Источник, близкий к Тимченко, подтверждает, что первая сделка не состоялась и несколько месяцев назад с предложением выступил Байсаров: «Его условия совпали с ожиданиями Volga Group». Куревин ограничился комментарием, что Volga Group больше не владеет «Мостом». Представитель СК «Мост» говорит, что о сделке ему неизвестно.

Группа компаний СК «Мост» была основана строителями БАМ Владимиром Костылевым и Евгением Суром. В 2012 году 25% (с опционом на увеличение пакета) приобрел Геннадий Тимченко, который планировал на базе своих строительных активов единый холдинг.

Самый известный проект, реализованный СК «Мост», — строительство моста на остров Русский во Владивостоке. Выручка компании, по данным Forbes, в 2013 году составляла 66 млрд руб. (в 2011 году выручка составляла 70 млрд руб.). СК «Мост» входит в пятерку крупнейших подрядчиков строительства московского метро, в 2013 году на долю компании приходилось 9% от общего объема строительства, сумма контрактов составляла почти 7 млрд руб.

По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, стоимость сделки могла составить от 7 млрд до 10 млрд руб. с учетом обязательств по обеспечению заказами. Если СК «Мост» будет привлечена к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, компания будет загружена заказами на ближайшие три года, отмечает эксперт. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается более чем в 200 млрд руб..

Байсаров заинтересован в покупке строительных активов, так как ему предстоит крупная стройка, соглашается аналитик RMG Егор Дахтлер​. А у Тимченко сейчас нет проектов для этой компании, добавляет он.

Как Байсаров пытался купить «Стройгазконсалтинг»

Для Руслана Байсарова, состояние которого, по данным Forbes, составляет $0,9 млрд, это не первая покупка компании, занимающейся строительством инфраструктуры. В конце 2013 года он купил 30% в крупнейшем на тот момент подрядчике «Газпрома» — «Стройгазконсалтинге» Зияда Манасира. В июне 2014 года представители Байсарова заявили, что он нарастил долю до 74,1%. Но к тому времени «Стройгазконсалтинг» уже лишился основных заказов «Газпрома». Не сумев восстановить отношения с основным заказчиком, компания столкнулась со значительными финансовыми трудностями. В итоге весной 2015 года было объявлено, что 100% «Стройгазконсалтинга» купили Газпромбанк и инвестфонд UCP Ильи Щербовича. Сумма сделки не раскрывалась. Как рассказывали ранее источники РБК, Щербович работает над реструктуризацией компании, в результате которой ее активы могут быть разделены между несколькими владельцами, включая Байсарова.

Дорожная сделка

​Сделка по продаже 25% строительного подрядчика АРКС, принадлежавших Volga Group, также была завершена на днях, сообщил РБК источник, знакомый с ходом переговоров. Эту информацию подтвердил Куревин. По его словам, сделка «денежная и носит рыночный характер». Детали продажи он комментировать отказался.

Представитель АРКС подтвердил РБК, что сделка состоялась, но рассказать ее условия он также отказался. Он добавил, что компания продолжит взаимодействие со структурами Тимченко, но «уже не в рамках единой структуры, а как партнеры».

Долю Тимченко выкупили «основные владельцы компании», они же вышли с первичным предложением о покупке, утверждает источник РБК. Другими совладельцами компании считаются ее основатель Александр Лавленцев и его сын.

Тимченко стал совладельцем АРКС в декабре 2011 года. Сумма сделки не раскрывалась, по оценке экспертов (на них ссылались «Ведомости» в 2012 году), блокпакет строительной компании мог стоить $200 млн.

В апреле «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что структура Тимченко Stroytransgaz Holding завершает продажу своих 25% в АРКС. Сейчас 100% АРКС принадлежит сингапурской ARKS Group (данные ЕГРЮЛ).

Дорожные подряды АРКС

Группа компаний АРКС образована на основе ОАО «Управление механизации № 4». В 1998 году заработало ООО «АРКС инж» — строительство инженерных сетей и коммуникаций. С 2000 года возводить сооружения из монолитного железобетона начал «АРКС монолит». К 2010 году в состав группы компаний АРКС входят структуры по строительству дорог, гидротехнических сооружений, линий электропередачи и сетей связи и монтажу контактных сетей городского электрического транспорта.

В декабре 2011 года 25% + 1 акция приобрела STG Holding, совладельцем которой выступают структуры Геннадия Тимченко.

С этого момента АРКС получила крупные подряды в Москве. В декабре 2011 года это реконструкция Каширского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе — подряд на 8,5 млрд руб. В феврале 2012-го — реконструкция Балаклавского проспекта — Рублевского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе — контракт на 7,4 млрд руб. В том же году АРКС начал реконструкцию Дмитровского шоссе ценой 21,1 млрд руб. В 2014 году АРКС выигрывает конкурс на строительство 5-го участка ЦКАД за 42,2 млрд руб.

Выручка компании, по данным Forbes, в 2010 году составляла 44,4 млрд руб., но после смены власти в Москве компания стала терять заказы. В 2011 году выручка снизилась до 18,1 млрд руб. По итогам 2013 года показатели удалось улучшить до 34,1 млрд руб.

Причины распродажи

В 2012 году в интервью Forbes Тимченко говорил, что собирается создать одну из крупнейших в России строительных групп из всех своих профильных активов на базе «Стройтрансгаза». Предполагалось, что в нее войдут АРКС и «Мост», в которых у бизнесмена были опционы на увеличение доли. «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку, оценки все прозрачные», — уверял тогда бизнесмен.

Но реализовать идею не удалось, признавал в начале этого года возглавлявший на тот момент «Стройтрансгаз» Вадим Гуринов. Он объяснял, что строительные компании, совладельцем которых является Тимченко, продолжают работают не в рамках одной структуры, а самостоятельно и даже конкурируют друг с другом. «Скажу честно, между нашими компаниями есть конкуренция [на тендерах], которая выгодна только для заказчиков. Нам же она не приносит никаких плюсов. Поэтому в 2015 году продолжатся начатые процессы по оптимизации портфеля строительных активов Stroytransgaz Holding с тем, чтобы активы не препятствовали развитию друг друга, тем более в сложившейся ситуации на рынке», — объяснял Гуринов (цитата по Интерфаксу).

Продажа долей в АРКС и СК «Мост» — важный этап реструктуризации портфеля строительных активов, говорит Куревин. Из инфраструктурных активов у группы остались доли в группе «Стройтрансгаз» (ОАО «СТГ») и в одноименном ЗАО. Куревин утверждает, что миллиардер не планирует продавать эти компании. По его словам, Volga Group будет заниматься в том числе развитием этих активов — повышать качество управления, эффективность и внутреннюю рентабельность.

ЗАО и ОАО

Volga Group Геннадия Тимченко контролирует 63% ОАО «Стройтрансгаз» и 31,5% ЗАО «Стройтрансгаз».

ОАО «СТГ» — многопрофильный строительный холдинг. В числе реализованных проектов компании — строительство магистральных трубопроводных систем Ямал — Европа, участки нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) 1 и 2, газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток», обустройство месторождений Заполярное, Ямбургское, Уренгойское, Ванкорское, строительство спортивного комплекса «Сибур арена» в Санкт-Петербурге. Компания строит два стадиона к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгограде и Нижнем Новгороде стоимостью 16,3 млрд руб. и 17 млрд руб. соответственно. Неконсолидированная выручка ОАО «Стройтрансгаз» за прошлый год, по данным компании, составила 26,4 млрд руб.

ЗАО «СТГ» — строительная компания, которая специализируется на строительстве инфраструктурных объектов нефтегазовой отрасли. Штат компании превышает 7 тыс. человек, количество техники и оборудования — около 3 тыс. единиц. По итогам 2014 года компания увеличила выручку с 57,8 млрд руб. до 102,7 млрд руб. СТГ строила участки системы газопроводов «Южный коридор», нефтепроводной системы (ВСТО), газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В этом году «Стройтрансгаз» получил несколько участков газопровода «Сила Сибири». В 2015 году СТГ заключил восемь госконтрактов на 20,2 млрд руб., следует из базы данных СПАРК-Интерфакс.

Суммарная выручка ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Стройстрансгаз» и ООО «Стройтрансгаз-М» в 2014 году, по данным Интерфакса, составляет 145 млрд руб.

Интерес Тимченко к инфраструктурному бизнесу сильно упал — бизнес тяжелый, а доходность оставляет желать лучшего, рассказывал недавно РБК один из его знакомых. Бизнесмена сейчас больше интересуют проекты, далекие от инфраструктуры, вроде культурного обмена между Россией и Францией, говорил собеседник РБК. По его мнению, Тимченко был бы не против выйти и из других строительных активов, но на рынке нет покупателя.

Сейчас Геннадий Тимченко занимает должность председателя экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты и является сопредседателем Российско-китайского делового совета.

Кризис на рынке

На снижение привлекательности инфраструктурного бизнеса жалуются сами подрядчики. Весной о тяжелой ситуации на рынке в своей годовой отчетности сообщил «Мостотрест». Компания отмечала, что динамика рынка в прошлом году была отрицательной и составила минус 4%. Причины снижения активности — окончание олимпийских строек, приостановка строительства компаниями, попавшими в сложное финансовое положение, сдвиг сроков многих концессионных конкурсов. «Мостотрест» отмечал, что растет количество компаний, попавших в трудное финансовое положение, которые не могут завершить свои проекты, а государство тратит дополнительные ресурсы на привлечение новых подрядчиков. Крупные банки из-за кризиса также перестали доверять строительным компаниям — приостановили выдачу банковских гарантий и стараются ограничить объем кредитных средств.

В мае на то, что строить становится невыгодно, пожаловался еще один крупный подрядчик — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. По данным компании, в 2015 году объем рынка нефтегазового строительства сократится с 3,1 трлн до 2,3 трлн руб., из них больше 730 млрд руб. придется на сооружение нефте- и газопроводов. По прогнозу директора по развитию и стратегии СГМ Иосифа Панчака, в следующие несколько лет роста спроса на услуги подрядчиков не будет: к 2017 году общий объем заказов не превысит 2,4 трлн руб., а по трубопроводам — 705,3 млрд руб. В 2015 году операционная рентабельность даже крупных подрядчиков нефтегазового строительства, по расчетам СГМ, составит всего около 5%, а к 2017 году этот показатель может стать отрицательным и упасть до -6%.

Пока у инфраструктурных ​компаний достаточно большой бэк-лог, но в ближайшее время других крупных инфраструктурных проектов не предвидится, отмечает аналитик RMG Егор Дахтлер. Потому роста доходности также ждать не стоит, говорит он.

С начала этого года суд признал банкротом и открыл конкурсное производство в целом ряде крупных строительных компаний. Арбитраж поставил точку в деле НПО «Мостовик», которое строило объекты к саммиту стран АТЭС во Владивостоке и Олимпиаде в Сочи, то же случилось с НПО «Космос», занимавшемся строительством дорог, тоннелей, мостов и взлетно-посадочных полос. Банкротом признан «Мосинжстрой» – одна из крупнейших подрядных компаний столицы.  В мае процедура наблюдения введена в «Инжтрансстрое» (входит в «Трансстрой», который в конце прошлого года предприниматель Егор Андреев купил у Олега Дерипаски). Несколько недель спустя суд ввел процедуру наблюдения в еще одной подрядной компании – «Группе Е4», бенифициаром которой до июня был министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.