Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Новая бедность и бизнесмены, которые на ней зарабатывают

Фото: Олег Яковлев / РБК

Число бедных людей в России стремительно растет. По данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума получают сейчас 20,3 млн человек, около 14,1% всего населения страны. Это 13 городов размером с Новосибирск, или 24 с половиной Краснодара. Больше бедных — и в количественном, и в процентном выражении — в России в последний раз было в 2006 году.

Россия в целом никогда не была богатой страной, но «сытые» годы высоких цен на нефть сформировали очень узкую прослойку среднего класса — людей, доход которых был сопоставим по крайней мере с нижним уровнем доходов среднего класса в развитых странах. На фоне большей части России отечественный средний класс и сейчас чувствует себя сравнительно неплохо, но и он продолжает беднеть.

РБК составил потребительскую корзину среднего класса, чтобы оценить настоящую инфляцию для жителей городов-миллионников: она оказалась выше официальных цифр. Для московской семьи среднего класса прежняя жизнь в 2015-м обошлась бы почти на 30% дороже, чем в 2013-м, показали расчеты РБК. На деле этого, конечно, не произошло. Насколько снизился годовой бюджет среднего класса, на чем его представители экономят, как меняют свои привычки и от чего не готовы отказаться даже сейчас — читайте в исследовании «Настоящая инфляция для среднего класса» в свежем номере журнала РБК.

Кому на руку изменение поведения среднего класса? Производителям и продавцам более дешевых товаров и услуг, для многих из которых это новые и желанные клиенты. Новая привычка экономить делает недорогие отечественные товары все более привлекательными, на что до последнего времени не рассчитывали даже их производители. К примеру, компания «Первое решение» начинала с демократичной марки «Рецепты бабушки Агафьи», но потом потратила много сил и средств на продвижение тоже доступных, но более дорогих брендов Natura Siberica и Organic Shop. Но в кризис их стали покупать гораздо хуже, и компанию выручил ее первый и самый дешевый бренд, продажи которого два года подряд росли на 20%. Подробнее об этом читайте в материале «Сила Siberica».

Компания «Обувь России» успешно пережила предыдущий кризис, первой на рынке начав продавать свой товар в рассрочку, еще в 2007 году. Когда после 2008 года банки ужесточили требования к заемщикам и снизили объем выдачи кредитов, основной владелец «Обуви России» Антон Титов принял решение кредитовать своих покупателей самостоятельно. И не прогадал: в 2009 году рынок провалился на 25–30%, а выручка «Обуви России» только на 18%. Как работает эта стратегия в очередной кризис, читайте в материале «Занять у обувщика».

До недавнего времени попытки крупных игроков на рынке ретейла создать в России классические жесткие дискаунтеры — небольшие магазины, торгующие главным образом товарами под собственной маркой, не имели большого успеха. Все изменилось в последние два года, когда цена стала решающим фактором для покупателя. Семеро из десяти покупателей заявили, что перешли на более дешевые товары, свидетельствуют данные «Потребительского индекса Иванова», опрос для которого ежеквартально проводится по заказу Sberbank CIB. Розничные компании начали экспериментировать с новыми форматами магазинов для экономных — в России начинается настоящий взлет жестких дискаунтеров, о котором читайте в материале «Культ экономии».

Швед Бу Андерссон возглавил АвтоВАЗ в январе 2014 года. На предыдущем месте работы, в группе ГАЗ Олега Дерипаски, ему удалось справиться с последствиями кризиса. Он возглавил Горьковский завод в 2009 году и за четыре года сумел вдвое нарастить выручку предприятия и вывести его в прибыль. На АвтоВАЗе ему поставили сложные и амбициозные задачи: вернуть заводу прибыльность, следить за операционной рентабельностью и вернуть бренду Lada 20% российского рынка. Удастся ли шведу достигнуть цели благодаря кризису, который взвинтил цены на импортные автомобили, но с учетом того факта, что главная отечественная марка больше не самый дешевый автомобиль? Читайте большое исследование «Почему не едет АвтоВАЗ».

Об этом и многом другом читайте в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 28 января.

Автор — главный редактор журнала РБК

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Гол Роналдо принес клубу Карпина победу над «Уралом» Спорт, 18:00
«Автоваз» предупредил о скором росте цен Бизнес, 18:00
Путин пообещал «навести порядок» в Донбассе Политика, 17:59
Путин заявил, что «народный ВПК» работает вовсю Политика, 17:47
МЧС назвало причину пожара на востоке Москвы Общество, 17:44
Россия призовет заключить договор о запрете гонки вооружений в космосе Политика, 17:43
В Белоруссии пресекли более 40 каналов переброски оружия с Украины Политика, 17:37
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Следствие попросило арестовать экс-зампреда правительства Подмосковья Политика, 17:31
Министр труда ответил на заявления о конце дешевого труда в России Экономика, 17:29
Аналитики «Сбера»: дивиденды российских компаний весной-летом могут стать рекордными Инвестиции, 17:28
Путин призвал не допускать беспредела с изъятием опекой детей из семьи Общество, 17:27
Военных задержали за убийство четырех человек в зоне военной операции Политика, 17:25
Россиянка выбила экс-первую ракетку мира на старте турнира в Мадриде Спорт, 17:18
Издательство объяснило черные полосы вместо текста в книге Карнеро Политика, 17:15