Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
МОК отложил до завтра решение по восстановлению ОКР 16:16, Общество Два снятых россиянами фильма получили призы на Берлинском кинофестивале 15:51, Общество В Китае секретаря Госсовета обвинили во взятничестве 15:36, Общество Реконструкция пленения фельдмаршала Паулюса. Фоторепортаж 15:34, Фотогалерея  Хоккей. Матч за бронзу Олимпиады-2018. Чехия — Канада. Онлайн 15:10, Спорт Орешкин спрогнозировал дальнейший рост кредитного рейтинга России 15:09, Экономика Самые впечатляющие кадры Олимпиады-2018 в Пхёнчхане 15:02, Фотогалерея  Вред природе от свалки «Кучино» оценит изучавшая вонь в Москве компания 14:55, Общество Фуркад прокомментировал планы бойкота этапа Кубка мира в Тюмени 14:49, Спорт Легкий старт: как сделать первые шаги в бизнесе 14:39, РБК и Сбербанк ЕЦБ заявил о ликвидации обвиняемого в отмывании денег банка ABLV 14:27, Финансы Власти Украины попросили Нидерланды взять образец голоса у Саакашвили 14:26, Политика Арестованное за посещение Крыма танзанийское судно отдадут ВМС Украины 14:20, Общество В Индии при въезде автомобиля в школу погибли девять учеников 13:56, Общество Брата подозреваемого в парижских терактах арестовали за ограбление 13:49, Общество Навальный удалил ролик с расследованием о Дерипаске 13:47, Политика СКР завел дело после гибели троих детей при пожаре в Свердловской области 13:26, Общество Вторая страна объявила о бойкоте этапа Кубка мира по биатлону в России 13:22, Общество При пожаре в Москве пострадал один человек 13:20, Общество Какие тенденции в сфере технологий и медиа сформируют 2018 год 13:15, РБК и Билайн Вице-президент РАН рассказал о поддержке академии Путиным 13:10, Общество Большунов побил рекорд российских лыжников по медалям на одной Олимпиаде 13:08, Спорт Суд арестовал главу курганского налогового управления 12:56, Общество В Кабардино-Балкарии задержали скрывавшегося 20 лет беглеца из колонии 12:47, Общество При пожаре в Челябинской области погибли четыре человека 12:35, Общество Самолет экстренно сел в Волгограде из-за смерти пассажирки на борту 12:25, Общество Бизнесмен из «лондонского списка» вернулся в Россию 12:25, Бизнес В Японии назвали важным закупку F-35 из-за активности Китая и России 12:12, Политика
Самый продаваемый товар: как устроен бизнес полиэтиленовых пакетов
Бизнес, 28 янв 2015, 09:44
0
Самый продаваемый товар: как устроен бизнес полиэтиленовых пакетов
Cколько полиэтиленовых пакетов у вас дома? Наверняка наберется несколько десятков: фасовочные – маленькие прозрачные пакетики, «майки» из магазинов, пакеты для мусора и т.д. Когда-то было принято мыть и сушить пакеты, чтобы потом использовать их снова. Сегодня это самый продаваемый товар в сетевых розничных сетях. Однако чаще всего на пакете вы не найдете маркировки и контактов производителя. Журнал «РБК» разобрался, кто выпускает самый востребованный в России товар
Фото: flickr.com/chrisjl

Опубликовано в журнале РБК №2 за 2015 год

Много и дешево

Главный враг полиэтиленовых пакетов, экологическое движение Greenpeace, считает, что ежегодно в России их продается 65–80 млрд штук. Эти цифры основываются на данных о том, что городской житель России тратит в среднем два пакета в день. Много это или мало? Согласно информации Агентства по охране окружающей среды (EPA), жители США в год используют около 380 млрд пластиковых пакетов.

65 млрд штук – это примерно 325 тыс. т, если считать, что пакет весит 5 г. Для их единовременной перевозки понадобился бы товарный поезд с 4779 крытыми вагонами. Цифры гигантские, но каков объем этого рынка в деньгах? Дать точный ответ очень трудно. «Рынок не консолидированный, примерно как рынок хлеба или колбасы», – говорит Андрей Новиков, владелец компании «Артпласт», одного из крупнейших производителей пакетов. По его оценке, объем российского рынка может составлять 25–30 млрд руб. Другие опрошенные РБК производители полагают, что реальная цифра ближе к нижней границе диапазона.

Мистер целлофан

«Мы в месяц декларировали такую прибыль, которую «великий» Артем Тарасов задекларировал за год – 3 млн советских рублей», – рассказывал в интервью Forbes самый богатый человек России по версии этого журнала Алишер Усманов. В конце 1980-х он получал рентабельность, измерявшуюся в тысячах процентов, за счет огромной разницы между отпускной ценой сырья с советских заводов и ценой пакетов в «кооперативной» рознице.

Времена, когда была возможна такая маржа, давно прошли. В 1990-е годы большая часть пакетов ввозилась в Россию из Европы, Китая и Турции. Новиков говорит, что тогда в России пакеты производили несколько заводов, оставшихся с советских времен, но их доля была мизерной. «Я был студентом МИФИ и торговал на рынке различными товарами, которые мой старший брат возил из Турции», – вспоминает Новиков. Подсчитывая доходы, братья поняли, что больше всего зарабатывают на продаже обычных пакетов.

Кризис 1998 года нанес удар по импорту, торговцы стали подумывать о строительстве своих заводов. Закупка оборудования обходилась в несколько миллионов долларов, говорит Новиков. Он тогда вложил заработанные на торговле деньги в два предприятия – одно в подмосковном Протвино, другое на Украине.

Тогда же после кризиса основал свою компанию «ТИКО-пластик», выросшую в одного из лидеров рынка, нижегородский бизнесмен Игорь Есин. Он владел приватизированным Научно-исследовательским и проектным институтом карбамида и продуктов органического синтеза и сидел без заказов. Чтобы выживать, решил открыть подсобный бизнес по производству пластиковых пакетов, и это оказалось очень прибыльным. «В начале 2000-х рентабельность превышала 50%», – рассказывает Игорь Фомин, генеральный директор петербургской компании «Дар», также производящей пакеты.

В кризис 2008 года многие мелкие предприятия разорились, а оставшиеся начали расширять производство. Новиков из «Артпласта» вложил около 500 млн руб. в строительство завода в Серпухове, Есин из «ТИКО-пластика» потратил 300 млн руб., вдвое расширив мощности своего предприятия в Нижегородской области. Каждая компания в год производит около 12 тыс. т пакетов – 1,7–4 млрд штук в зависимости от типа. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ЗАО «Артпласт-Т», головной компании «Артпласта», в 2013 году составила 3,58 млрд руб., ЗАО «ТИКО-пластик» – 1,1 млрд руб.

Безымянный пластик

По словам опрошенных РБК участников рынка полиэтиленовых пакетов, на нем нет ни одной компании с долей больше 20%. «Есть пять-семь производителей, которые выпускают от 500 до 1000 т продукции в месяц, – говорит Андрей Новиков. – И есть несколько сотен, как правило, региональных производителей с меньшими объемами – по 50–100 т в месяц».

Казалось бы, крупные доли рынка могли бы захватить производители полиэтилена – нефтехимические компании, подразделения «Газпрома», ЛУКОЙЛа, ТАИФ, «Сибура», «Роснефти» и «Башнефти». Но ни у кого из них нет большого производства пакетов. Им это невыгодно, для них это хлопотный бизнес и намного менее доходный, чем экспорт нефтехимии, объясняет Игорь Фомин из компании «Дар», которая выпускает около 6 тыс. т пакетов в год.

Основные клиенты производителей пакетов – несетевая розница, то есть небольшие магазинчики, а также мелкие и средние оптовики. На них приходится больше половины объемов даже крупных компаний вроде «Артпласта» и «ТИКО-пластика». По словам Фомина, в целом по рынку средний заказ составляет 100 тыс. пакетов – около 50 кг. Розничные сети размещают разовые заказы на десятки миллионов пакетов, но если сложить годовые объемы продаж пакетов в сетях X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси» и «Ашан», цифра едва превысит 2 млрд штук. То есть на четыре крупнейшие розничные сети приходится не больше 3% рынка.

Розничная наценка

Тем не менее сетевикам тоже удается заработать на «пакетном буме». В середине 2000-х большинство ритейлеров раздавали пакеты бесплатно на кассах, но после кризиса 2008 года стали их продавать. «Минимальная наценка на пакеты в розничных сетях – 25–30%, но обычно 70–80%», – говорит Игорь Фомин.

Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий придумал, как можно зарабатывать на тоннах полиэтиленового мусора, который остается на складах и в распределительных центрах «Магнита», а заодно обеспечить свои магазины пакетами. Он построил завод «Пластиктрейд», мощности которого позволяют производить 1,15 млрд пакетов в год. Завод выпускает только две разновидности пакетов, которые продаются потом в «Магните» за 1,9 и 3,9 руб.

Использование вторсырья позволяет получать высокую рентабельность, рассказывал Галицкий в 2014 году, не раскрывая деталей. В 2012 году выручка «Магнита» от продажи упаковочных материалов составила 697 млн руб., в 2013 году – уже 1,17 млрд, то есть выросла на 68%. Выручка производителей пакетов растет медленнее: у «Артпласта» она в 2013 году увеличилась на 32%, у «ТИКО-пластика» – на 15%. Если и другие розничные сети построят свои заводы, бизнес производителей сильно пострадает. Рентабельность производства пакетов за 15 лет снизилась с 50 до 10%, утверждает Фомин.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.