Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Якорь для РЖД: почему госмонополия решила инвестировать в порт Тамань

Инвестором строительства морского порта Тамань планируют стать РЖД, рассказали источники РБК. Проект оценивается в 232 млрд руб., подрядчиком строительства может выступить «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга
Порт Тамань
Порт Тамань (Фото: Андрей Бойко / «Коммерсантъ»)

РЖД идут в порт

РЖД планируют выступить якорным инвестором сухогрузного морского порта Тамань в Краснодарском крае, получив долю в управляющей компании проекта «РМП-Тамань». Об этом РБК рассказал источник, близкий к Минтрансу, и подтвердил источник, близкий к одному из потенциальных соинвесторов проекта.

По словам одного из собеседников РБК, железнодорожная монополия уведомила о своем намерении Минтранс. Участие в финансировании строительства порта предусматривает вхождение РЖД в капитал управляющей компании проекта «РМП-Тамань». Размер доли, на которую рассчитывают РЖД, источники не назвали.

Предполагается, что «РМП-Тамань» возьмет на себя строительство основной инфраструктуры порта. Это объекты федеральной собственности, которые предстоит построить в рамках концессионного соглашения, — причалы, подходной канал, оградительные сооружения и берегоукрепление, искусственные земельные участки.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Минтранс таких уведомлений не получал, сказал РБК его представитель

Создание глубоководного порта в Тамани обсуждается с советских времен. Этот проект в 2014 году получил положительное заключение Главгосэкспертизы, но после присоединения Крыма к России приоритетным стало строительство Крымского моста, на который потребовалось 228,3 млрд руб. бюджетных средств.

В 2017 году было решено строить порт Тамань на частные деньги. Контроль в «РМП-Тамань» планировали приобрести группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефть», которые вместе контролировали 50,1% Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Но в марте 2018 года Магомедова арестовали по обвинению в организации преступного сообщества, а осенью он продал «Транснефти» долю в НМТП.

Мощность порта Тамань, по данным «Коммерсанта», должна составить 91,5 млн т в год. Проектом предусмотрено строительство зернового терминала на 20 млн т, двух угольных терминалов по 12 млн т каждый, а также терминала минеральных удобрений и серы на 11 млн т и контейнерного терминала на 1,5 млн TEU (TEU — эквивалент 20-футового контейнера). В порту также предусмотрены мощности по перевалке руды и другого железорудного сырья.

Стоимость строительства этого порта оценивается в 232 млрд руб., следует из презентации Минтранса, которую цитировал «Коммерсантъ». Концессионером проекта станет «РМП-Тамань». Сейчас 100% РМП принадлежат «Росморпорту». В дальнейшем у «Росморпорта» останется 25%, а 75% получат стратегические инвесторы. Минтрансу также поручено привлечь к строительству порта «технические и технологические мощности, задействованные на строительстве Крымского моста», то есть «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Представитель Ротенберга заявил РБК, что пока таких планов у компании нет.

Зачем железнодорожной монополии Тамань

По данным одного из собеседников РБК, РЖД согласны построить портовую станцию (в презентации «РМП-Тамань» затраты на нее оцениваются в 14,5 млрд руб.). Новая железнодорожная инфраструктура на Таманском полуострове уже практически построена за счет федерального бюджета: это 40 км двухпутной электрифицированной железнодорожной ветки к Крымскому мосту. РЖД готовы выполнить ответвление от нее на территорию порта Тамань, а «РМП-Тамань» возьмет на себя организацию создания стивидорных мощностей, добавляет источник РБК.

У РЖД также в планах привести в порт своего железнодорожного оператора, который будет собирать деньги за перевозку всех вагонов, как «ПУЛ транс» в Усть-Луге, говорит он. РЖД еще в 2017 году за 29,3 млрд руб. заказали разработку документации и строительство железнодорожных подходов к сухогрузному району морского порта Тамань.

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Согласно протоколу совещания у вице-премьера Максима Акимова, которое прошло 1 ноября (у РБК есть копия, ее подлинность подтвердил один из участников), готовность участвовать в проекте в качестве инвесторов терминалов выразили «Кузбассразрезуголь» Андрея Бокарева, СУЭК (угольные терминалы) и «Еврохим» Андрея Мельниченко (терминал удобрений), «Металлоинвест» Алишера Усманова (терминал по перевалке руды) и «дочка» «Роснефти» — «РН-Бункер» (терминал нефтепродуктов).

«Роснефть» рассматривает Черное море как регион, ключевой для развития бункеровочного бизнеса, поэтому компания заинтересована в строительстве собственного терминала для перевалки судового топлива в перспективном сухогрузном районе порта Тамань, сказал РБК представитель нефтяной компании. Точные технические параметры терминала будут определены после завершения формирования конфигурации порта, добавил он. Представители других потенциальных инвесторов не ответили на запросы РБК, представитель Акимова отказался от комментариев.

Потенциальные инвесторы до 1 февраля 2019 года должны представить в правительство проекты инвестсоглашений с обязательствами по строительству морских терминалов и их обеспечению заявленными грузами, акционерного соглашения по условиям вхождения в уставный капитал «РМП-Тамань», а также основных условий концессионного соглашения, следует из протокола.

Препятствие для Тамани

В южной части проектируемого порта Тамань группа ОТЭКО, принадлежащая бизнесмену Мишелю Литваку, уже построила терминальный комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов сжиженного углеводородного газа (СУГ) и завершает строительство терминала навалочных грузов проектной мощностью до 35 млн т в год. Однако два земельных участка, принадлежащих ОТЭКО, включены в границы проекта сухогрузного района порта Тамань, поэтому для начала его реализации Минтранс должен принять окончательное решение по определению его территориальной конфигурации. Представитель ОТКЭКО не ответил на звонок РБК.

Тамань не первый проект РЖД в портовой инфраструктуре: в конце ноября госкомпания получила 25,01% в приморском порте Суходол, еще 74,99% принадлежит холдингу СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина. Монополии также принадлежат небольшие доли в порту Ванино на Дальнем Востоке и НМТП.

Интересы РЖД связаны с налаживанием перевозок железнодорожным транспортом и обработки грузов в портах, которые бы позволяли сокращать оборот вагонов, оптимизировать загрузку локомотивного парка и магистральной инфраструктуры, отмечает замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его мнению, вхождение РЖД в крупные портовые проекты позволяет на этапе проектирования и строительства припортовых станций и инфраструктуры заложить технологию взаимодействия. Стивидорам и управляющей компании участие монополии в проекте также может облегчить привлечение финансирования, полагает эксперт.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 91,3 (+1,33)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 79,75 (-0,55)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
Британские военные попали под следствие из-за быстрого подъема на Эверест Общество, 05:05
Россияне назвали сферы с самым быстрым карьерным ростом Общество, 05:00
Пентхаусы и high-sky-студии: быть над городом и смотреть на него сверху РБК и Дом Chkalov, 04:55
Хинштейн сообщил, что раненного главу района экстренно привезли в Москву Политика, 04:48
В ФССП заявили о возможном запрете карт болельщика для алиментщиков Спорт, 04:28
Reuters узнал о планах владельца OnlyFans продать сервис Бизнес, 04:20
ЕС не продлил беспошлинный ввоз сельскохозяйственной продукции из Украины Политика, 04:08
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Вашу карту аннулируют»: в Т-банке предупредили о схеме мошенников Общество, 04:00
Восемь человек пострадали в Ельце после атаки дронов Политика, 03:45
Кандидат в президенты Польши не поддержал членство Украины в НАТО Политика, 03:34
На певицу Максакову составили протокол о нарушении деятельности иноагента Общество, 03:03
Собянин сообщил об уничтожении еще трех дронов на подлете к Москве Политика, 02:51
Суд обязал Трампа восстановить работу Минобразования США Политика, 02:42
Липецкий губернатор сообщил об эвакуации на фоне атаки дронов Политика, 02:32