На сайте Kari уточняется, что ее покупатели могут получить рассрочку на шесть месяцев, при этом оформление займет всего пять минут. Кредит предлагается оформить на любой товар, погасить его можно будет без комиссии. Для оформления нужны паспорт, мобильный телефон и пластиковая карта Kari Club. Вносить платежи можно будет в салонах «Евросеть», «Билайн» и МТС.
Яковлев добавил, что сейчас в некоторых магазинах Kari можно также получить микрокредит от компании «Рево», у которой другие собственники.
Сколько было вложено в «Кари Финанс» и как ее работа может повлиять на продажи сети, он не сообщил.
Поддержка продаж
Такой же проект в 2007 году запустила другая сеть – «Обувь России»: она начинала работать над ним в партнерстве с «Русским стандартом», позднее подключились ОТП Банк, «Хоум Кредит» и Лето Банк (входит в группу ВТБ). В кризисном 2009 году, когда объем обувного рынка сократился на 25–30% в натуральном выражении, рассказывал гендиректор «Обуви России» Антон Титов газете «Ведомости», услуга по рассрочке помогла сети сдержать падение выручки – она снизилась только на 18%.
Сейчас рынок тоже переживает стагнацию: темпы роста продаж за январь–октябрь по сравнению с аналогичным периодом 2013-го замедлились до 6,1% в рублевом выражении, а в валютном – сократились на 6,6%, говорит управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная.
Сейчас у «Обуви России» – несколько МФО: в госреестре зарегистрированы ООО «Обувь России», ООО «Обувьрус», ООО МФО «Лимон» и ООО «МФО».
Представитель «Обуви России» Наталья Паули рассказала РБК, что на начало 2014 года доля продаж в рассрочку в сети достигала примерно 50%. Средний чек покупки в рассрочку выше, отмечает она: перед началом нового сезона – на 40–45%. Например, в октябре–ноябре 2014-го средний чек в рамках обычных покупок по сети составлял 5,5 тыс. руб., в рассрочку – 8 тыс. руб. Процент дефолтов (ими считаются задержки платежа более чем на три месяца) – всего 1,2%, говорит менеджер: «Мы разработали собственную скоринговую программу, постоянно ее совершенствуем». По статистике сети, более 70% покупателей воспользовались услугой рассрочки более одного раза.
«Микрофинансовые организации работают с рискованным сегментом, и у них просрочка может достигать 30%», – не верит заместитель гендиректора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.
Сейчас, по словам Паули, действует программа, в рамках которой комиссия по займам не взимается. При этом замещики могут получить микрокредит, даже не совершая покупки – это просто еще одна услуга, добавила Паули. «Для покупателя комфортнее иметь дело непосредственно с магазином, а не с банком», – говорит она, продавец оформляет заем в течение 10–15 минут.
Покупатели выбирают МФО, а не банки, просто потому, что первые легче выдают займы, быстрее их одобряют, требования к заемщикам у них гораздо мягче, объясняет директор СРО НП «Объединение микрофинансовых организаций «МиР» Андрей Паранич. Правда, Центробанк с конца прошлого года начал закручивать гайки для банков в отношении экспресс-кредитов в магазинах. С тех пор процент одобрения в розничных точках упал с 50–60% менее чем до 40%. Это означало падение продаж и для сетей, добавляет операционный директор МФО «Viva деньги» Леонид Корнилов. По его данным, банки вынужденно вывели примерно 250 млрд руб. в год с рынка микрокредитов, и ретейлеры как-то пытаются восполнить этот пробел.
В подготовке статьи принимала участие Ксения Шамакина
Автор
Анна Левинская, Ирина Жаворонкова