
«Закрепленный в законодательстве срок пользования недрами для целей геологоразведки на акваториях – 10 лет – не в полной мере учитывает то, что время проведения работ в данном регионе ограничено. Время, несвободное от льда в арктической зоне, может составлять пятилетия», – написал Игорь Сечин. Также он указывает на то, что участки недр в северных морях предоставляются недропользователю с незавершенным этапом региональных геологических исследований, и компании необходимо самостоятельно получить дополнительные сейсмические данные о них. Компания подготовила изменения в статью 10 закона «О недрах», согласно которым предусматривается 15-летний срок проведения геологоразведки участков внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, расположенных в российских акваториях Баренцева и Карского морей (75 градусов северной широты), моря Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей. В пояснительной записке к законопроекту отдельно оговаривается, что 15-летний период геологического изучения касается арктических и дальневосточных акваторий с незавершенным этапом региональных геологических исследований. Согласно документу, на существенной части территории Восточно-Сибирского моря в течение пяти из последних 15 лет практически не было периодов свободной ото льда воды. И это является существенным препятствием для выполнения условий пользования недрами в установленный срок. А сбор недостающих региональных сейсмических данных при существующих технологиях потребует не менее пяти лет.
Представитель «Роснефти» отмечает, что условия геологического изучения недр были установлены еще в то время, когда не было выделено ни одного участка на шельфе Арктики. Поэтому эти правила не учитывают природные и климатические условия Арктики. В определенные сезоны проведение геологоразведочных работ на арктическом шельфе вообще невозможно, поскольку технологии работы во льдах нет. «Минприроды признало существенность аргументов компании, проработка этого вопроса с профильным ведомством продолжается» – отмечает представитель «Роснефти».
Представитель «Газпрома», который также владеет арктическими лицензиями, сказал РБК, что им о данном инициативе «Роснефти» не известно. «В настоящее время мы прорабатываем целесообразность этого шага. С одной стороны, действующим законодательством предусмотрена возможность при необходимости увеличивать сроки геологоразведки, но с другой – каждое решение о сроках принимается на основании информации, предоставленной самими недропользователями. То есть эти сроки изначально ни для кого не являются сюрпризом, так как именно компании их и предлагают после оценки своих возможностей, требуемых средств и т.д», -пояснил РБК министра природных ресурсов Сергей Донской.
По мнению заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН, директора подразделения «Арктика и Мировой океан» Василия Богоявленского, к предоставлению права геологоразведки на шельфе Арктики в течение 15 лет вместо 10 нужно подходить дифференцированно, а не включать в один законопроект сразу все участки недр в этой зоне.