Крупнейший в России продавец табака запустил сеть магазинов Cash&Carry
Новая сеть
Крупнейший в России табачный дистрибьютор, группа «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, помимо известных розничных сетей «Виктория», «Дикси» и «Бристоль» развивает еще одну — «Омега Cash&Carry», рассказали РБК несколько источников менеджеров табачных компаний и подтвердил источник, близкий к «Мегаполису». В сети продукция из ассортимента дистрибьютора продается мелким оптом (от одного блока сигарет), говорят источники РБК.
По данным двух источников РБК, посещавших торговые точки «Омега Cash&Carry», магазины представляют собой небольшой (30–50 кв.м) торговый зал с кассовым аппаратом, где можно приобрести весь ассортимент «Мегаполиса» мелкооптовыми партиями и склад продукции (в среднем 100–300 кв.м).
Информация о сети «Омега Cash&Carry» есть на сайте для поиска работы HeadHunter — например, там ищут кассира в магазин сети в городе Галич Костромской области. Магазин «Омега Cash&Carry» есть в электронном справочнике торговых точек города Губкинский Ямало-Ненецкого АО. Табачный магазин в Сегеже (Карелия) с таким же названием и логотипом, сходным с фирменным лого «Мегаполиса», есть в базе популярного геолокационного сервиса FourSquare.
По словам сотрудницы магазина в Губкинском, «99% его ассортимента составляют сигареты, остальное — презервативы и зажигалки». Магазин предназначен в первую очередь для мелких оптовиков, но покупки там могут совершать и розничные клиенты: для этого не нужна клубная карта, но сигарет, например, нужно купить как минимум блок, уточнила она. По словам сотрудницы «Омега Cash&Carry», сеть большая, «работает везде, во всех городах: в Уренгое, Когалыме, в Советском есть». Менеджер «Мегаполиса», указанный в роли контактного лица на HeadHunter, подтвердил РБК, что «Омега Cash&Carry» — большая, развивающаяся сеть, принадлежащая «Мегаполису».
Сама ГК «Мегаполис» не сообщала о запуске сети в формате cash&carry, но информация об этом направлении содержится на сайте дистрибьютора в разделе «география деятельности». Пометки о присутствии филиалов cash&carry ЗАО «ТК Мегаполис» стоят напротив 102 населенных пунктов от Почепа в Брянской области на западе до Холмска на Сахалине на востоке. Единственный «миллионник» в списке — Волгоград. Абсолютное большинство точек расположено в городах с населением до 70 тыс. жителей.
Получить официальные комментарии в ГК «Мегаполис» РБК не удалось. Управляющий сети «Бристоль» (формат «магазины у дома», также подконтрольна Кесаеву и Кациеву) Алексей Топорков подтвердил РБК, что знает о таком проекте «Мегаполиса», отметив, что активная фаза развития проекта пришлась на 2014 год. От дальнейших комментариев он отказался. В пресс-службе ГК «Дикси» заявили, что не комментируют деятельность акционеров.
Замена ларькам
«[«Омега Cash&Carry»] — в большей степени дистрибьюторско-логистический проект, чем розничный», — говорит источник, близкий к ГК «Мегаполис», не ставший вдаваться в подробности. По словам другого собеседника РБК, знакомого с проектом, смысл развития подобного формата для компании Игоря Кесаева заключается в том, что, имея крупные распределительные центры (РЦ) по всей стране, компания тем не менее не охватывала собственной дистрибуцией магазины в небольших населенных пунктах, расположенных в удалении от РЦ.
«В таких местах распространением сигарет занимались небольшие локальные дистрибьюторы, которые закупали сигареты у «Мегаполиса» и СНС (дистрибьютор производителя «БАТ Россия») и потом продавали их магазинам со своей наценкой. Выходило, «Мегаполис» не контролировал до 15% рынка табачной дистрибуции, — рассказывает он. — Открывая маленькие склады в глубинке, которую он раньше не покрывал, и продавая сигареты по своим оптовым ценам, «Мегаполис» получает полный контроль над этими территориями и делает бизнес локальных дистрибьюторов бессмысленным». По словам собеседника РБК, при каждом таком мелкооптовом мини-складе работает не только кассир, но и торговый представитель «Мегаполиса», который объезжает торговые точки в округе, предлагая им сигареты по оптовым ценам компании.
Табачный бизнес Игоря Кесаева в цифрах
506,96 млрд руб. составила выручка группы «Мегаполис» в 2014 году
12,69 млрд. руб. заработала компания по итогам года
$1,5 млрд получили Игорь Кесаев и Сергей Кациев от продажи 40% «Мегаполиса» табачным компаниям JTI и Philip Morris в конце 2013 года
67,8% российского рынка табачной дистрибьюции занимает «Мегаполис»
$147,5 млн Кесаев получил в виде дивидендов по итогам 2014 года
15,53 млрд пачек сигарет было продано в России в прошлом году
1,78 млрд руб. Получили Кесаев и Кациев от продажи 31% сети «Бристоль» ГК «Дикси» в мае 2015 года
4194 магазинов контролируют акционеры ГК «Мегаполис» («Дикси», «Виктория», «Бристоль» и «Омега Cash&Carry»)
В $2,8 млрд оценивал личное состояние Игоря Кесаева журнал Forbes по состоянию на 27 августа, расположив его на 603 месте в списке богатейших людей мира и на 34-м — в рейтинге российских миллиардеров
Источники: данные компаний, Nielsen, Forbes, Росстат
Розничные проекты «Мегаполис» начал развивать в 2012 году — после того как стало известно о разработке антитабачного закона, резко ограничившего места и условия продаж сигарет (принят 23 февраля 2013 года, вступил в силу 1 июня того же года). Для крупнейшего российского дистрибьютора (контролирует продажи около 68% объема сигарет в стране) наиболее болезненным стал запрет продажи табачных изделий в нестационарной рознице. Через этот канал сбыта компания Игоря Кесаева, по подсчетам InfoLine, реализовывала порядка 15% своего объема сигарет.
«До какого-то момента они верили, что пункт о запрете продаж сигарет в ларьках можно убрать из окончательного текста закона — табачные компании и «Мегаполис» оказывали поддержку организованной «Опорой России» «Коалиции киоскеров», собиравшей подписи за отмену этого положения, проводившей публичные акции и пресс-мероприятия, — рассказывает РБК бывший топ-менеджер крупной табачной компании. — Однако уже к середине 2012 года наша активность на этом направлении снизилась, несмотря на то что закон еще не был принят: партнеры из «Мегаполиса» придумали, чем заместить выпадающий канал продаж».
В 2012 году владельцы «Мегаполиса» открыли в Нижнем Новгороде первый магазин «Бристоль». От магазинов «Дикси», также работающих в формате «у дома», «Бристоль» отличался более специализированным ассортиментом, основу которого составляли товары из портфеля «Мегаполиса» — сигареты, зажигалки, презервативы и т.д., а также алкоголь и снэки. В мае 2015 года, когда число «Бристолей» уже достигло 1400 магазинов, «Мегаполис» объявил о продаже 31,5% сети ГК «Дикси» за 1,78 млрд руб.
Первый магазин «Омега Cash&Carry» открылся, по данным источников РБК, год спустя после первого магазина «Бристоль» в той же Нижегородской области. «Сначала они хотели создавать сеть с нуля, открывая типовые магазины с одинаковой площадью и взяв за основу формат американской сети Seven-Eleven. Но это потребовало бы значительного времени, а запрет на торговлю сигаретами в ларьках должен был вступить в силу в течение года, поэтому «Мегаполис» начал формировать сеть из уже действующих магазинов, некоторые из которых были несколько больше необходимого формата», — рассказывает бывший менеджер компании-партнера «Мегаполиса».
Сеть на $200 млн
То, что «Омега Cash&Carry» открывается в основном в небольших городах в глубинке, может быть связано и с условиями сделки по продаже пакета акций дистрибьюторской компании табачным гигантам Philip Morris и JTI, рассказал РБК бывший менеджер компании, участвовавшей в сделке. В декабре 2013 года «Мегаполис» и два крупнейших производителя сигарет в России объявили о том, что Philip Morris и JTI покупают 40% «Мегаполиса» за $1,5 млрд (по 20% получил каждый из производителей). В объявлении о сделке упоминалось, что акционеры «Мегаполиса» могут получить еще $200 млн от табачников «в зависимости от показателей деятельности «Мегаполиса» в течение четырех фискальных годов». Какие это были показатели, не расшифровывалось.
«Речь шла не об увеличении объема продаж или выручки: уже тогда всем был ясен негативный тренд, связанный с ужесточением госрегулирования и ростом акцизов, — утверждает источник РБК. — Условием было развитие дистрибуции и продаж в так называемой «страте Ц» — маленьких населенных пунктах (до 50 тыс. жителей), с неразвитыми современными форматами торговли. Развитие такого формата, как «Омега Cash&Carry», — это выполнение условий сделки». Получить комментарий относительно этой версии в «Мегаполисе» не удалось.
Гендиректор аналитического агентства InfoLine Михаил Бурмистров отмечает, что после запрета торговли сигаретами в ларьках для «Мегаполиса» развитие собственной розницы в любом случае стало критически важным делом. «Рост зависимости продаж сигарет от крупных торговых сетей — негативный фактор для «Мегаполиса», — отмечает эксперт. — Если доля продаж в крупном ретейле станет слишком значительной, то «Мегаполис» в какой-то момент может оказаться ненужным — сети смогут сами договариваться с производителями об отгрузках на их распредцентры без посредника. Поэтому развитие различных собственных форматов полностью укладывается в их концепцию развития бизнеса».
При участии Ксении Шамакиной и Анны Левинской