Лента новостей
Счетная палата спрогнозировала резкий рост цен на бензин в 2019 году 18:46, Экономика Мать Кокорина объяснила его участие в драке усталостью 18:36, Общество Российский призер Олимпиады в гребле на каноэ дисквалифицирован за допинг 18:34, Спорт Адвокат экс-супруги Тарасова объяснил появление долгов по алиментам 18:28, Общество На угольные активы Дмитрия Босова появились претенденты 18:27, Бизнес СМИ узнали о работе фигуранта «дела Скрипалей» в петербургском бистро 18:17, Политика Как в России выращивают быков элитной породы блэк ангус 18:15, РБК и Мираторг Росстат зафиксировал замедление роста промпроизводства в сентябре 18:04, Экономика В ЦБ предсказали двукратное снижение доли долларовых вкладов россиян 17:58, Финансы Apple купила сервис анализа музыкальных предпочтений пользователей 17:57, Технологии и медиа Умер звукорежиссер рок-группы «Крематорий» 17:51, Общество Тест: в команду какой хоккейной лиги вас выберут играть 17:51, РБК и Mastercard СП Renault и «Ростеха» объявило о принудительном выкупе акций АвтоВАЗа 17:47, Бизнес Баку запретил въезд Улицкой, Федермессер и Журовой после визита в Карабах 17:45, Политика В работе сервисов Альфа-банка произошел сбой 17:43, Финансы Константин Шульга — о самых надежных инструментах для частного инвестора 17:30, РБК и Сбербанк Уличенный Путиным в «борзоте» учредитель завода получил два года колонии 17:28, Общество У проекта «Сноб» сменился главный редактор 17:12, Технологии и медиа Клубный дом: кто покупает люкс, комфорт и приватность 17:10, РБК и Элитная недвижимость Квартира как движимое имущество: как устроен рынок жилья Финляндии 17:02, Недвижимость Защита братьев Кокориных обжаловала их арест 16:56, Общество Нурмагомедов нанесет символический удар по мячу в игре «Анжи» и ЦСКА 16:41, Спорт Полиция обезвредила захватившего заложницу на вокзале Кельна 16:38, Общество Эксперты «Валдая» сравнили положение в мире с концом Первой мировой войны 16:37, Политика Работа, отношения, фигура: как перестать испытывать боль 16:33, Спецпроект РБК PINK Покупать или продавать: токен EOS подорожал до $5,5 16:23, Крипто В Азовском море произошло землетрясение магнитудой 4,7 16:21, Общество С начала года инвесторы в китайский бизнес потеряли $3 трлн 16:19, Quote
Alibaba запустит в России собственный платежный сервис
Бизнес, 27 апр 2017, 00:01
0
Alibaba запустит в России собственный платежный сервис
Alibaba Group запускает в России свой платежный сервис — Alipay, через который только в прошлом году было проведено транзакций на $1,7 трлн. Вывод сервиса на российский рынок связан с увеличением числа китайских туристов, привыкших использовать привычные для них в Китае сервисы и за пределами страны
Фото: John Ruwitch / Reuters

Alibaba Group запускает в России собственный платежный сервис — Alipay, один из крупнейших подобных инструментов проведения транзакций в мире. Об этом РБК рассказал представитель компании.

Китайские платежи на $1,7 трлн

Платежный сервис Alipay (через Ant Financial Services Group входит Alibaba Group) был создан в 2004 году для осуществления платежей на одной из платформ китайской корпорации — сайте Taobao, но затем к ней были подключены все основные проекты группы, включая AliExpress, одного из лидеров интернет-торговли в мире. Принцип работы сервиса при осуществлении интернет-платежей таков: покупатель передает деньги за товар не продавцу, а сервису Alipay, который «хранит деньги» до подтверждения получения заказа клиентом. Для проведения оплаты в офлайн-магазине розничной точке необходим специальный терминал — мобильная касса. На сегодняшний день у системы более 450 млн подтвержденных пользователей. По словам соучредительницы Alibaba Люси Пенг, в 2016 году через сервис проводилось до 175 млн транзакций в сутки (71% — с помощью мобильных устройств). По данным отчета ассоциации Better Than Cash Alliance, в 2016 году с помощью китайской платежной системы пользователи перевели $1,7 трлн (в 2012 году — $70 млрд). Для сравнения, через другой популярный платежный сервис — PayPal — в 2016 году прошло транзакций на $354 млрд (примерно 16 млн операций в сутки), в системе зарегистрировано 197 млн пользователей.

В планах Alipay в течение ближайших десяти лет увеличить количество пользователей до 2 млрд и довести долю иностранных пользователей до 60%.

Оплата проезда в автобусе с помощью Alipay (Фото: Xu Kangping / Xinhua / Zuma / Global Look Press)

Платежи вслед за туристами

Пользоваться Alipay могут преимущественно обладатели карт, эмитированных китайскими банками. Только в Индии, Корее и Таиланде Alipay через работу с местными платежными сервисами обеспечивает работу и с другими картами.

Развитие Alipay в офлайне и за пределами Китая обусловлено увеличением числа китайских туристов в мире. По данным Национальной администрации туризма Китая, в 2016 году поток туристов из Китая составил 122 млн человек, что сопоставимо с количеством фактически имеющих загранпаспорта жителей страны. Согласно прогнозу администрации, к 2020 году число туристов из Китая вырастет до 200 млн человек. При этом, по данным исследования Hotels.com о поведении китайских туристов, основные факторы при выборе страны для путешествия — это уровень проникновения в инфраструктуру китайского языка и возможность использовать для расчетов китайские платежные сервисы и системы. Сегодня платежи через Alipay принимают более 100 тыс. торговых организаций за границами Китая, включая популярные среди китайских туристов универмаги Harrods и Printemps.

В российские магазины за янтарем

​Первым партнером Alipay в России, который уже в конце апреля оснастит первые розничные точки терминалами для работы сервиса, станет Модульбанк (работает преимущественно с малым бизнесом), рассказали РБК представители банка и «Alibaba Россия». Первыми ретейлерами, которые начнут прием Alipay, будут продавцы популярных среди китайских туристов товаров — сети по продаже янтаря «Янтарь России», сувениров, российских и советских часов, расположенные в центре Москвы. «Сейчас к запуску технологии готовятся сразу несколько московских компаний. Все это бизнесы, работающие с китайскими туристами. Они расположены в основном в районе Старого Арбата, самого привлекательного для данной аудитории места. Среди первых клиентов есть несколько ювелирных магазинов, сувенирные лавки, часовой магазин, несколько гостиниц и хостелов», — рассказывает Максим Митусов, глава «Модулькассы» и руководитель проекта. К концу года Модульбанк планирует продать 3–5 тыс. устройств, которые смогут принимать платежи Alipay. Сервис также обеспечивает прием платежей на площадке «AliExpress Молл» (с российскими товарами).

Кроме того, в ближайшее время компания планирует расширить сотрудничество с магазинами люксовых товаров и duty-free в московских аэропортах. «По нашей оценке, десятки тысяч торговых точек в России заинтересованы в увеличении объемов продаж китайским туристам», — говорит директор по развитию бизнеса Alipay в России и СНГ Богдан Задорожный. Возможность покупки с помощью привычных для китайских туристов платежных средств позитивно повлияет и на российский малый и средний бизнес, который задействован в туристическом сегменте, уверен гендиректор «Alibaba Россия» Марк Завадский. Чтобы локализоваться и для российских пользователей, Alipay сначала нужно набрать достаточное количество таких партнеров и выстроить процедуру взаимодействия с ними, рассказывает он.

Оплата товаров в магазине с помощью Alipay (Фото: Huang Zongzhi / Xinhua / Zuma / Global Look Press)

Китайские туристы — лидеры по объему трат в путешествиях. В 2016 году они потратили порядка $261 млрд, что на 12% выше уровня 2015 года, свидетельствуют предварительные данные Всемирной туристической организации при ООН. Для сравнения, туристы из США, оказавшиеся на втором месте, потратили в поездках почти вдвое меньше — $122 млрд. Россия пока не входит в топ-направлений у китайцев, но число туристов последние годы увеличивается. По итогам 2016 года число поездок китайцев в Россию увеличилось на 15% по сравнению с 2015-м и составило 1,288 млн. Среди самых посещаемых городов — Москва и Санкт-Петербург. При этом Сибирь и Дальний Восток — быстрорастущие направления, учитывая трансграничную бизнес-активность в регионе, отмечает Alibaba.

Средний объем трат за одну туристическую поездку у китайцев составляет $4000 на человека, уточняет Богдан Задорожный. По мнению руководителя программы China Friendly Анны Сибиркиной, туристы из Китая очень привержены привычным финансовым продуктам. «Мы замечаем, что они позитивно реагируют на прием китайских карт UnionPay в России», — говорит она. При этом Сибиркина сомневается, что возможность оплаты услуг с помощью Alipay станет причиной роста турпотока, но китайские гости могут «оценить стремление сделать отдых туриста удобным». «Это может стать удачным маркетинговым инструментом, однако лишь одним из множества», — добавила она.

За последний год, как рассказывали ранее РБК представители крупнейших магазинов по продаже люксовых товаров, китайские туристы в два-три раза нарастили объемы покупок в России. Для еще большего увеличения туристических трат многие из магазинов стали нанимать на работу персонал со знанием китайского языка и получать сертификаты на прием UnionPay. Но новой «волны» спроса ретейлеры ждут после введения в России системы tax free — возврата иностранным туристам сумм, уплаченных в виде налога на добавленную стоимость. Ее введение ожидается в октябре 2017 года. ​

Alibaba все больше завоевывает российский рынок, констатирует исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. При этом он сомневается, что выход нового платежного сервиса отразится на российских интернет-магазинах, рассказывает он. Это, по его словам, напротив, приведет к усилению конкуренции на рынке платежей. Следствием этого может стать удешевление и повышение качества всех сервисов как для ретейлеров, так и для потребителя, считает Соколов.

При участии Ирины Ли