Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Цифровой штурман: все о системе Porsche Connect РБК и Porsche, 10:39 СК и ВС поддержали проект о сроках за вовлечение подростков в митинги Политика, 10:37 20 самых подешевевших иностранных акций 2020 года. Рейтинг РБК Инвестиции, 10:01 Что экспортирует Россия кроме нефти и газа РБК и Моспром, 09:59 Налог с продажи квартиры — 2021: инструкция по НДФЛ Недвижимость, 09:54 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 23 января Общество, 09:53 В Южно-Сахалинске возбудили дело после гибели детей при пожаре Общество, 09:27 Мода, онлайн и поколение Z: что ждет индустрию в будущем РБК Cтиль и Mercedes-Benz, 09:01 Стали известны претенденты на крымский завод марочных вин «Коктебель» Бизнес, 09:00 Экс-сотрудника Tesla обвинили в похищении конфиденциальных данных Бизнес, 08:40 В работе Facebook в ряде стран произошел сбой Технологии и медиа, 08:09 Финансы под контролем: как накопить на важную цель РБК и Сбер, 08:04 Эксперты назвали технологии для борьбы с одиночеством трендом 2021 года Технологии и медиа, 08:00 В Хабаровске начались задержания на акции в поддержку Навального Политика, 07:50
Бизнес ,  
0 

Рейтинг РБК: 15 лидеров корпоративного образования

Достоверных данных о российском рынке корпоративного образования нет даже у его участников. РБК разобрался, кто лидирует в этой сфере, и публикует рейтинг компаний, уделяющих обучению сотрудников наибольшее внимание.
Большинство компаний недовольно уровнем образования своих сотрудников и пытается решать проблему, вкладывая в обучение персонала значительные ресурсы
Большинство компаний недовольно уровнем образования своих сотрудников и пытается решать проблему, вкладывая в обучение персонала значительные ресурсы (Фото: Катерина Садовски для РБК)

Что такое корпоративное образование и почему устройство на работу — только начало профессии

Рейтинг составлялся на основе анкетирования — всего сотрудники РБК разослали около сотни анкет в крупнейшие российские компании, отозвались на запрос чуть меньше половины. Многие проигнорировали запрос, ряд компаний отказался предоставить необходимую информацию, в том числе и известных своими масштабными программами корпоративного обучения.

«Мы готовы рассказывать, как мы обучаем, но не готовы выворачивать карманы», — заявил РБК официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Отказались заполнить анкеты ЛУКОЙЛ, ВЭБ, «Росгосстрах», «Норильский никель», не прислали данные «Роснефть», ВТБ и X5 Retail Group.

Положение компании в рейтинге определялось долей затрат на обучение сотрудников в фонде оплаты труда, ростом образовательных расходов в последние годы, ростом доли сотрудников, вовлеченных в образовательные программы. Значение имел и размер штата — при прочих равных, более многочисленные компании занимали более высокое место в рейтинге. Наконец, мы учитывали прозрачность в области раскрытия бюджетов и программ, что повлияло на итоговую позицию в рейтинге. Например, «Росатом» получил меньший балл (подробнее о корпоративном обучении в госкорпорации), предоставив не всю необходимую информацию (в анкете не было вопросов, так или иначе затрагивающих вопросы гостайны).

На первом месте в рейтинге — Сбербанк (подробнее о лидере рейтинга), который также является лидером по абсолютным затратам на корпоративное обучение: больше 2 млрд руб. в 2014 году. Одно только строительство корпоративного университета, завершившееся в конце 2014 года, обошлось банку более чем в 10 млрд руб. За ним — компания «Евросеть» (рознице приходится много вкладывать в обучение линейного персонала), на третьем — «Газпром нефть», которая тратит значительные деньги на формирование кадрового резерва. В число лучших 15 компаний рейтинга вошли еще один банк, четыре телекоммуникационных и три металлургических компании, еще по одной представляют добычу нефти и нефтехимию, энергетику и атомную промышленность.

У всех компаний, заполнивших анкеты, средние затраты на обучение существующих и потенциальных сотрудников составляют 0,73% ФОТ и колеблются в широких пределах (0,11–3%). Только три компании из опрошенных тратят на эти цели больше 1% ФОТ. Но за один только 2014 год все вместе участники опроса — заметная, но не большая часть российской экономики — дали новые знания и навыки около 2 млн человек, потратив на это больше 8 млрд руб. И в 2015 году, если верить предоставленным прогнозам, расходы вырастут, а не упадут, несмотря на кризис.

Компания Отрасль Форма собственности Расходы на
образование
Фонд оплаты
труда (ФОТ)
Итоговый
балл
1 Сбербанк Банковское дело Госуд. 2 137 188 775 3,932
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

Подробнее о том, зачем Сбербанку собственный университет стоимостью больше 10 млрд рублей и чему он обучает своих сотрудников.

2 Евросеть Розничная торговля Част. 250 Не раскрывает* 3,381
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

3 Газпром нефть Нефтедобыча Госуд. 581 Не раскрывает* 2,778
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

4 Сибур Нефтехимия Част. 308 Не раскрывает* 1,656
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

5 Росатом Энергетика Госуд. 1 500 214 286 1,537
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

Подробнее о том, как и чему «Росатом» учит своих сотрудников

6 Альфа-банк Банковское дело Част. 116 21 659 1,525
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

7 Русгидро Электроэнергетика Госуд. 82 8 921 1,375
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

8 ВымпелКом Телекоммуникации Част. 118 20 600 0,970
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

9 НЛМК Металлургия Част. 171 27 276 0,888
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

10 Ростелеком Телекоммуникации Госуд. 347** 62 301 0,747
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

11 Северсталь Металлургия Част. 187** Не раскрывает* 0,706
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

12 МТС Телекоммуникации Част. 143 54 821 0,511
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

13 МГТС Телекоммуникации Госуд. 37 6 986 0,429
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

14 Мечел Металлургия Част. 86 Не раскрывает* 0,393
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

15 Рольф Розничная торговля Част. 24 Не раскрывает* 0,385
Наличие Корпоративного университетаФинансовая помощь ВУЗамПолнота предоставленной информации

 
* — компания предоставила РБК необходимые для расчетов данные, но публично эту информацию не раскрывает
** — оценки РБК
Источники: данные компаний, публичная отчетность, оценки РБК
Примечание: все финансовые данные в таблице — за 2014 год в млн руб.

Методика рейтинга

Основой подсчетов стали данные компаний и расчеты РБК. Некоторые цифры предоставлены компаниями на условиях неразглашения, но учтены при составлении рейтинга.

Итоговый балл (Б) считался по формуле:

Б = N0,25 × S × б × E × T × К,

где N — логарифм численности сотрудников на 2014 год (в тысячах), S — затраты на обучение сотрудников и потенциальных сотрудников по отношению к фонду оплаты труда, б — кратное сокращение (прирост) затрат за год (2012–2014), Е — кратный прирост (сокращение) числа людей, прошедших корпоративные программы обучения (2012–2014), Т — коэффициент прозрачности, выставленный редакцией в соответствии с полнотой предоставленных данных; 0,9 (существенные пропуски), 1,0 (несущественные пропуски) или 1,1 (полная информация), 
К — постоянная.

Итоговый балл может интерпретироваться как простая шкала для сравнений — если баллы двух компаний различаются в несколько раз, это не значит (и не может значить), что одна из них заинтересована в обучении сотрудников в несколько раз больше другой.

Все попавшие в рейтинг компании — чемпионы рынка и могут гордиться попаданием в рейтинг вне зависимости от занятого места.

Знания и деньги: что российские миллиардеры думают об образовании
Фотогалерея 
<p style="line-height: 25.6000003814697px;"><span style="font-size:16px;"><strong>Алишер <span class="js-spell-error">Усманов</span></strong></span></p>

<p style="line-height: 25.6000003814697px;"><span style="font-size:16px;"><strong>Основатель и&nbsp;совладелец USM Holdings</strong></span></p>

<p><span style="line-height: 25.6000003814697px;">Окончил МГИМО по&nbsp;специальности &laquo;Международное право&raquo;, Финансовый университет при Правительстве РФ&nbsp;по специальности &laquo;Банковское дело&raquo;.</span></p>

<blockquote>
<p><span style="font-size:18px;"><em>&laquo;Нельзя однозначно говорить, что образование необходимо для того, чтобы стать богатым,&nbsp;&mdash; этот постулат не&nbsp;работает. Но&nbsp;можно еще вот что сказать:&nbsp;шансов стать богатым всегда больше, когда ты&nbsp;образован&raquo;.</em></span></p>
</blockquote>