Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минобороны обвинило ВСУ в использовании детского сада в военных целях Политика, 22:01
«Динамо» и «Краснодар» сыграли вничью в матче РПЛ Спорт, 22:01
Премьер Белоруссии пообещал ЕС «отзеркалить» конфискацию имущества страны Политика, 21:59
Военная операция на Украине. Главное Политика, 21:52
Почему в лифтах необходимо видеонаблюдение Партнерский проект, 21:37
Порошенко заметили в аэропорту Варшавы Политика, 21:26
МЮ крупно проиграл и опустился на последнее место в АПЛ впервые за 30 лет Спорт, 21:25
Миранчук попал в стартовый состав «Торино» на первый матч сезона Спорт, 21:16
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Глава Татарстана призвал частично вернуть масочный режим в регионе Общество, 21:12
Румынский пловец побил державшийся 13 лет мировой рекорд Спорт, 21:02
Международный фестиваль фейерверков в Москве. Прямая трансляция Общество, 21:00
Единоросс из Сибири в День физкультурника показал, как упал с велосипеда Общество, 20:50
На свалках России кончается место: как решить проблему мусоропереработки Партнерский проект, 20:49
Минобороны Словакии отчиталось о поставке Украине четырех САУ Zuzana Политика, 20:36
Бизнес ,  
0 

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Это должно сократить убытки РЖД от перевозок
Идея отменить госрегулирование тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах, заменив их на адресные льготы детям, принадлежит РЖД. Но это может привести к росту цен на некоторые билеты, предупредили эксперты
РЖД RU000A0JXN05 ₽1 024,2 +0,12% Купить
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об инициативе монополии и позиции службы следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского, которое он отправил 19 августа первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов).

Это письмо является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Аналогичное поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин, следует из документа (РБК направил запросы в ведомства).

Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения», — отметили в пресс-службе железнодорожной монополии. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на момент публикации на вопросы РБК не ответили.

Как формируется цена на билеты

Сейчас тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством — их ежегодно индексирует ФАС на уровень не выше инфляции. Так, с 1 января 2021 года они выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах купе, СВ и люкс, для которых применяется система динамического ценообразования: стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест — при высоком спросе они растут.

Убыточные перевозки

В 2020 году из-за последствий пандемии коронавируса пассажирские перевозки РЖД сократились на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров. Компания получила чистый убыток в 52,9 млрд руб. по МСФО за 2020 год против 155,7 млрд руб. чистой прибыли «в связи с убыточностью пассажирского сегмента», говорилось в ее сообщении. Убыток «дочки» РЖД — Федеральной пассажирской компании (ФПК) — составил 34,8 млрд руб. (в 2019 году была прибыль 6,6 млрд руб.).

«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах», — пишет Шаскольский Белоусову. Сейчас в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Например, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд руб., из которых 5,5 млрд руб. предназначалось ФПК.

Pro
Фото: Joern Pollex / Getty Images Почему пользу веганства часто преувеличивают и чем это опасно
Pro
Ставки по ипотеке снизились. Стоит ли инвестировать в акции застройщиков
Pro
Фото: Игорь Зотин / ТАСС Советский велнес: эффективны ли методы оздоровления, знакомые с детства
Pro
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images Что покупают летом на Wildberries и кто продает больше всех. Рейтинг
Pro
Фото: Shutterstock Сотрудники на удаленке стали хуже работать: как этично их контролировать
Pro
Главное — не дойти до Abibas: каким должен быть импортозамещающий бренд
Pro
Фото: Shutterstock Что будет с мировой экономикой в случае конфликта между США и Китаем
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Почему продажа Netflix — лишь вопрос времени

В случае отмены регулирования тарифов на пассажирские перевозки цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах вырастут, предупреждает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас тарифы искусственно сдерживаются государством и не соответствуют себестоимости, о чем свидетельствуют убытки операторов, указывает он. Но авиакомпании-лоукостеры будут сдерживать рост тарифов, добавляет эксперт.

Тutu.ru подсчитал, как поменялись цены на популярные маршруты на поездах
Общество
Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Вопрос о дерегулировании пассажирских перевозок в последние годы возникал неоднократно, напоминает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Еще в ноябре 2017 года соответствующее поручение давал Аркадий Дворкович, занимавший на тот момент пост профильного вице-премьера. Но эта проблема так и остается нерешенной, хотя бы потому, что на одних направлениях есть альтернатива поезду, на других — нет, указывает он. Например, на таких промежуточных станциях, как Печора в Республике Коми, есть только поезд, и в таких случаях тарифы могут быть необоснованно завышены перевозчиками (в случае отсутствия регулирования).

В Евросоюзе в связи с небольшой долей железнодорожного транспорта в общем перевозочном процессе перевозчики работают по свободным тарифам. А в США железные дороги находятся в частном секторе, но частично получают финансовую поддержку из государственного бюджета, говорит Янков.

Какие еще изменения предлагают РЖД и ФАС

Одновременно с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД также предлагает адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам», — пишет он.

Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев также сообщал, что действующие механизмы регулирования и субсидирования тарифов РЖД «компенсируют плохую работу перевозчика» — непроданные места в плацкартных и общих вагонах (это влечет за собой убытки, которые сейчас частично компенсируются из бюджета). Он тогда как раз предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.

Переход к адресным льготам — это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать, замечает Бурмистров. Но программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров, — нет, добавляет эксперт.

Семьи с детьми получат льготы на билеты в поезда по России
Политика
Фото:Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту (по России) в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд руб.

ФАС против изменения грузовых тарифов

В письме вице-премьеру Андрею Белуосову глава ФАС Максим Шаскольский не поддержал еще одну инициативу РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов в привязке не к потребительским ценам на товары, а к динамике промышленных цен, с которой компания выступила в мае.

Эти изменения не отвечают принципу долгосрочности и предсказуемости, так как потребуют ежегодной «донастройки» тарифов, указывает глава антимонопольной службы. Отказ от текущего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность монополии в оптимизации затрат, в том числе при закупках продукции, добавляет он. По мнению Шаскольского, в конечном итоге это может привести к росту себестоимости продукции во всех отраслях экономики и «неконтролируемому росту инфляции».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"