Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Умерла снимавшаяся в «Теории большого взрыва» и «Скорой помощи» актриса Общество, 18:54 Московская афиша: куда пойти и что посмотреть на выходных Стиль, 18:51 В перестрелке в Сухуме погибли три человека Общество, 18:40 Путин потребовал за три года добиться устойчивого роста экономики Политика, 18:36 Сборная России по теннису вышла в полуфинал Кубка Дэвиса Спорт, 18:36 Как столичные власти реагируют на жалобы москвичей на запахи Партнерский материал, 18:30 Главные события недели: падение Bitcoin и утечка данных 1,4 млн человек Крипто, 18:23 Умножение делением: как шеринг в сфере b2b помогает малому бизнесу Pro, 18:19 Сотрудники Росалкогольрегулирования дали показания на замглавы ведомства Общество, 18:17 Юмашев объяснил решение Ельцина уйти именно 31 декабря Политика, 18:15 Юмашев оценил в 99% вероятность ухода Путина в 2024 году Политика, 18:14 В Крыму опровергли возобновление паромного сообщения с Турцией Общество, 18:13 Вице-президент РАФ — о «детских болезнях» российского франчайзинга Pro, 18:08  Онлайн-университет: где бесплатно получить знания для развития бизнеса РБК и УРАЛСИБ, 18:00
Бизнес ,  
0 
Автопроизводитель Lifan решил заработать в России на схеме 1990-х годов
Чтобы защититься от слабого рубля, китайский автопроизводитель Lifan начал скупать древесину в России для экспорта в Китай
Фото: Global Look Press

​Дерево надежнее деревянного

Китайская Lifan нашла способ компенсировать часть потерь от девальвации рубля и падения продаж автомобилей в России. Компания планирует наладить импорт российской ​​древесины в Китай, рассказал РБК вице-президент Lifan Му Ган. По его словам, уже прошла пробная поставка небольшой партии. Объем и контрагентов топ-менеджер не раскрыл.

Lifan — лидер российского рынка среди китайских брендов. Марка представлена кроссовером Х60, седанами Cebrium и Solano, Celliya и хэтчбеком Smily, все эти модели собираются на черкесском заводе Derways. Локализация производства сейчас находится на уровне 15–20%, говорит Ган. Комплектующие поставляются в Россию из Китая, при этом рубль по отношению к юаню в 2014 году обесценился на 43%, а цены на машины выросли только однажды: в декабре на 8–10%. По итогам прошлого года спрос на автомобили Lifan в России снизился на 14%, до 23,6 тыс. машин (рынок сократился на 10,3%, до 2,5 млн штук), по сравнению с 2013 годом, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Му Ган не раскрыл, как упали доходы Lifan в России в 2014 году из-за девальвации и падения продаж автомобилей. Но отметил, что слабый рубль сделал привлекательным импорт в Китай, так как в валюте российские товары стали дешевле. На какой объем поставок рассчитывает выйти компания и ориентир по снижению валютных рисков, Ган говорить не стал.

В 2015 году эффект от встречных поставок стал снижаться. С начала года рубль укрепился к юаню на 24%, сейчас китайская валюта стоит чуть меньше 8 руб. Но при этом ускорилась динамика падения продаж Lifan в России — на 54%, до 3,1 тыс. машин в январе—апреле, по данным АЕБ. Производственный план Lifan на российском заводе сократился больше чем в 2,5 раза — с 24 тыс. автомобилей в 2014 году до 9 тыс. машин в текущем, отметил Ган.

Рынок с потенциалом

В 2015 году доля продаж Lifan на российском рынке в общем объеме экспорта составила 15% против 30% по итогам прошлого года. Но компания не намерена покидать российский рынок, заверил вице-президент Lifan Му Ган: «Россия — перспективный рынок, у него хороший потенциал». Он еще раз подтвердил планы компании по строительству завода в Липецке мощностью 60 тыс. автомобилей в год. Планируется, что завод начнет работу в 2017–2018 году, сумма инвестиций — $300 млн.

Схема из 1990-х

Схемы встречных поставок и бартера широко использовались в начале 1990-х. Например, так была сформирована группа «Итера» Игоря Макарова, ставшая затем третьей по величине газодобывающей компанией в России. «Итера» сбывала туркменский газ в странах СН​​​Г в обмен на товары народного потребления, которые затем продавала в России за деньги, которыми расплачивалась с Туркменией. В начале 2000-х товарные схемы ушли в прошлое.

Другие иностранные автопроизводители, опрошенные РБК, товарные схемы для компенсации потерь от девальвации рубля не используют. Lifan нестандартно подошел к решению валютных проблем на экспортных рынках, считает директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Он пояснил, что на фоне падения доходов автопроизводители, как правило, используют стандартные схемы оптимизации: режут штат, фонд заработной платы, сокращают издержки, оптимизируют коммерческие расходы, аренду и т.д. От валютных рисков крупные компании обычно хеджируются финансовыми инструментами, добавил Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».​