Лента новостей
Деловой дресс-код ПМЭФ-2018: уместные вещи и аксессуары 16:58, РБК Стиль и ЦУМ Лидера Палестины осмотрели в больнице после операции третий раз за неделю 16:44, Общество Власти США разрешили пассажирским Boeing использовать складное крыло 16:31, Технологии и медиа «Барселона» согласовала контракт с лучшим бомбардиром Евро-2016 16:31, Спорт В Москве открыли движение по Садовому кольцу после велопарада 16:25, Общество Ротенберг гарантировал сохранность Крымского моста еще минимум 100 лет 16:10, Политика Facebook добавит возможность публиковать аудиосообщения в Stories 16:00, Технологии и медиа Элина Свитолина разгромила первую ракетку мира в финале турнира в Риме 15:33, Спорт СМИ узнали об отсутствии у Абрамовича действующей британской визы 15:24, Бизнес СК назвал причину гибели парашютистов в Татарстане 15:17, Общество Порошенко отчитался о сносе почти 1,5 тыс. памятников Ленину 15:08, Политика Ребенок погиб в Иркутской области в результате падения в шахту 14:42, Общество Как играла хоккейная сборная СССР на чемпионатах мира 14:37, Спецпроект РБК Спорт Электрогитару Боба Дилана продали на аукционе за $490 тыс. 14:20, Общество Из-за пожара в торговом доме в Казахстане эвакуировали 70 человек 14:17, Общество СМИ анонсировали переход игрока сборной Франции в «Ливерпуль» за €69 млн 14:00, Спорт Порошенко пообещал украинцам выйти из подписанных в рамках СНГ договоров 13:52, Политика Тест: как бизнесу продвигать себя в соцсетях и на сайтах 13:52, РБК и Билайн В Ижевске мужчина напал с ножом на полицейского при проверке велосипеда 13:35, Общество В ДТП под Ростовом-на-Дону погибли пять человек 13:34, Общество В Киеве насчитали более 60 украинских политических заключенных в России 13:32, Политика В Армении заявили о скорых поставках ЗРК «Тор» из России 13:10, Политика На Гавайях местный житель пострадал из-за извержения вулкана 13:05, Общество В Венесуэле началось голосование на выборах президента 13:03, Политика Тест: какая соцсеть исчезнет в 2018 году 12:41, РБК и Билайн Синоптики пообещали потепление в Москве с понедельника до 20 градусов 12:32, Общество Трамп обсудил с президентом Южной Кореи угрозы КНДР выйти из переговоров 12:28, Политика Архиепископ рассказал о личности погибшего при атаке в Чечне прихожанина 12:13, Общество
Открытие новых магазинов оказалось менее эффективным для ретейлеров
Бизнес, 25 апр, 09:09
0
Открытие новых магазинов оказалось менее эффективным для ретейлеров
Расширение торговых площадей уже не дает крупнейшим российским ретейлерам сопоставимого увеличения доходов, утверждают аналитики Oliver Wyman. В уже освоенных регионах — слишком большая конкуренция, в новых — непредсказуемый спрос
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Крупнейшие российские ретейлеры в последние годы теряют эффективность при расширении сетей. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании Oliver Wyman (есть в распоряжении РБК).

Открытие новых магазинов не приносит такого же увеличения выручки, как раньше. Так, с 2011 по 2014 год прирост торговых площадей двух лидеров отрасли — «Магнита» и X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — составил 67%, подсчитали в Oliver Wyman, и это принесло сетям 58% дополнительных продаж без учета роста выручки в ранее открытых магазинах. Однако в последние три года этим же компаниям пришлось увеличить торговые площади уже на 82%, чтобы продажи выросли на те же 58%.

Ретейлерам стало тесно

Открытие новых магазинов не дает прежнего эффекта в первую очередь из-за падения доходов россиян и их стремления сэкономить, считают аналитики Oliver Wyman. Кроме того, продовольственным сетям становится все труднее находить выгодные места для новых точек. Теперь они открывают их в новых регионах, предугадать спрос в которых довольно сложно.

Расширение присутствия в регионах может негативно влиять на рентабельность ретейлеров, говорится и в исследовании Credit Suisse, посвященном российскому розничному рынку. «Рост ради роста и экспансия в экономически отстающие регионы может быть одной из причин нынешнего ослабления операционной активности», — отмечают в Credit Suisse.

Если же сети не идут в новые регионы, им приходится открывать торговые точки уже рядом с существующими магазинами — своими или конкурентов, а значит, их эффективность будет заведомо ниже. По данным «INFOLine-Аналитики», самая большая концентрация сетей в Северо-Западном федеральном округе, где крупнейшие пять ретейлеров вместе занимают 18,8% рынка.

Причина падения трафика у многих сетей кроется в росте конкуренции на фоне открытия все новых и новых точек, подтверждает гендиректор сети «О'кей» Миодраг Боройевич. «Объем рынка более или менее стабилен, и у меня хорошие ожидания от его дальнейшего развития, но бездумное наращивание новых площадей ни к чему хорошему не приведет», — считает Боройевич. По его словам, больше всех страдают высококонкурентные форматы супермаркетов и дешевых «магазинов у дома».

В итоге крупные сети в попытках оптимизации стали чаще закрывать свои магазины, отмечается в исследовании Oliver Wyman. Например, «Дикси» с начала 2017 года закрыла более 170 магазинов, X5 Retail Group в первом квартале 2018 года закрыла 126 магазинов своего главного формата «Пятерочка». Почти столько же магазинов — 127 — компания закрыла за весь 2017 год в рамках оптимизации.

Придется заслужить любовь

Тем не менее ретейлеры не прекратят расширять свои сети, полагают в Oliver Wyman. С этим согласны аналитики Credit Suisse: 2017 год был пиковым по количеству открытий, но крупнейшие игроки рынка заявляют о планах дальнейшего расширения. В 2018 году X5 Retail Group планирует открыть 2,5 тыс. магазинов, «Магнит» — 2,2 тыс., «Дикси» — 133 магазина, «Лента» — 80 магазинов.

Доля крупнейших сетей еще не так велика, как на развитых рынках, и есть место для роста, отмечают в Oliver Wyman. По данным Euromonitor, в России пятерка крупнейших ретейлеров занимает 26% рынка. В США эта доля составляет 46%, в Великобритании и Франции — около 60%, в Германии — 71%.

Для увеличения рыночной доли ретейлеру необходимо не только открытие новых магазинов, но и рост частоты покупок и среднего чека. Эти показатели напрямую зависят от удовлетворенности покупателя, напоминают аналитики Oliver Wyman. С начала 2018 года покупатели начали реже ходить в самые популярные магазины. Количество покупателей в магазинах «Магнит», которые работают не меньше года, сократилось на 3,6% в первом квартале 2018 года. Средний чек упал даже в самом успешном формате «у дома» — на 0,7%. Количество покупателей в сетях X5 Retail Group сократилось на 1,6% в первом квартале 2018 года, в том числе и в самой популярной у покупателей «Пятерочки», где трафик сократился на 2,2%.

Почти у всех ретейлеров, которые активно расширялись в последние годы, ориентированность на клиента не была приоритетной задачей, считают аналитики Oliver Wyman. В результате, по их мнению, снизился сервис. По данным опроса Oliver Wyman, проведенного среди 2,5 тыс. респондентов, покупатели считают, что качество обслуживания ухудшилось у восьми из 14 крупнейших розничных сетей с 2015 по 2017 год.

X5 Retail Group в условиях рекордно низкой инфляции не ставила перед собой задачу увеличивать количество открытий новых магазинов, чтобы за счет этого сохранять темп роста выручки на прежних уровнях, сообщил представитель группы. В «Магните» не ответили на запрос.

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.