Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Россия потребовала от США немедленно вывести войска из Сирии Политика, 03:02
США созвали заседание Совбеза ООН из-за «угрожающего поведения России» Политика, 02:35
Киргизия заявила о договоренности с Таджикистаном прекратить огонь Политика, 02:32
Маск назвал Байдена «марионеткой», которая «считает американцев идиотами» Общество, 02:18
Кадыров назвал сотрудников Госдепа невеждами из-за заявления о похищениях Политика, 02:15
Правозащитники сообщили о задержании в Минске россиянки из-за протестов Политика, 01:43
В Белом доме оценили отказ Германии поставлять оружие на Украину Политика, 01:18
Зеленский назначил Лебедя главой Нацгвардии Украины Политика, 01:09
Нуланд пошутила о поставках водки из России через «Северный поток-2» Политика, 00:47
В Египте освободили блогера Котова после избиения в Каире Общество, 00:23
Reuters узнал об идее сенаторов США резко увеличить военную помощь Киеву Политика, 00:19
РЖД спрогнозировали рост транзита контейнеров в четыре раза Бизнес, 00:00
В правительстве подготовили «дорожную карту» по регулированию криптовалют Финансы, 00:00
Не выглядеть унылым клерком: бизнесмены о секретах своего стиля в одежде РБК Стиль и Henderson, 27 янв, 23:46
Бизнес ,  
0 

Китай потребовал гарантий по кредиту для РЖД на 400 млрд рублей

China Development Bank требует гарантий российского правительства по кредиту в 400 млрд руб., выделенному на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Валютные риски проекта может взять на себя Внешэкономбанк
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

​​​Кто в ответе за РЖД

Китайский China Development Bank (CDB) предоставит кредит на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Москвы до Казани, если он будет обеспечен госгарантиями правительства, рассказывают источник, знакомый с деталями проекта, и сотрудник аппарата правительства.

Такая же информация содержится в докладе и презентации РЖД в Минтрансе и Минэкономразвития с параметрами финансовой модели проекта (есть у РБК). В докладе подчеркивается, что при дефолте заемщика именно РФ будет отвечать за погашение оставшегося долга и невыплаченных процентов, это позволяет снизить риски кредиторов и сократить стоимость заемного финансирования.

В РЖД, CDB и российском Министерстве финансов на запрос РБК не ответили. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует проект в правительстве) на телефонные звонки пока не ответила.

Китай согласился инвестировать в строительство ВСМ в прошлом году. В мае в Москве в присутствии президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина​ руководители РЖД, Минтранса, корпорации «Китайские железные дороги» и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам подписали меморандум о сотрудничестве и модели финансирования ВСМ.

Источник, знакомый с деталями проекта, говорит, что госгарантии могут потребоваться по кредиту не только CDB, но и коммерческих банков. У них планируется привлечь на строительство ВСМ 200 млрд руб. По словам собеседника РБК, такой подход является альтернативой прямому финансированию проекта высокоскоростной магистрали из бюджета: «Логика очень простая: чем больше РФ готова дать гарантий, тем больше кредитного финансирования можно привлечь. И наоборот, нет госгарантий — выше риск, меньше кредиторов».

Риски для ВЭБа

РЖД оценивают общие расходы на строительство ВСМ в 1,2 трлн руб. Еще 643 млрд руб. монополия просит в виде субсидии с 2020 по 2031 год для гарантий доходности инвесторов проекта. Речь идет об акционерах Специальной проектной компании (СПК), которая станет концессионером проекта. По задумке РЖД в капитал СПК войдут сама монополия (41%), китайский инвестфонд «Шелковый путь» (38%), «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» (15%) и компании-перевозчики (6%). Финансовая модель построена исходя из доходности 15% для акционеров концессионера и 10% для финансовых инвесторов.

РЖД планируют реализовать проект в основном на заемные деньги. Помимо кредитов China Development Bank и других банков на 600 млрд руб. СПК придется выпустить инфраструктурные облигации на 140 млрд руб., привлечь 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния и 90 млрд руб. от негосударственных пенсионных фондов (каким способом — РЖД не указывают). Еще 100 млрд руб. СПК получит в уставный капитал от РЖД, 103 млрд руб. — от «Шелкового пути», 40 млрд руб. — от «Скоростных магистралей», 17 млрд руб. — от компаний-перевозчиков.

Важным участником проекта может стать ВЭБ. Из презентации РЖД следует, что именно банк будет формальным заемщиком валютного кредита от China Development Bank. Далее ВЭБ конвертирует кредит в рубли и передаст СПК на строительство магистрали. Таким образом, именно ВЭБ будет выплачивать проценты китайскому банку и нести валютные риски. Первый вице-президент Александр Мишарин говорил в прошлом году, что кредит может быть выдан в долларах, юанях или рублях.

В пресс-службе банка подтвердили, что ВЭБ рассматривает возможность участия в проекте ВСМ.

Министр транспорта Максим Соколов называл будущую магистраль «крупнейшим инфраструктурным проектом России». По словам источника, знакомого с деталями проекта, и федерального чиновника, окончательного решения о строительстве ВСМ не принято. Ведутся переговоры о том, кто мог бы войти в консорциум инвесторов магистрали. Один из собеседников РБК допускает, что, когда консорциум инвесторов сформируется и подаст необходимые заявки, Минфин откажется дать госгарантии и денег на прямое финансирования ВСМ в бюджете не найдется. Тогда «все вздохнут и забудут про этот проект лет на пять», резюмирует он.

Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"