Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

$1,5 млрд на мамах: как американец разбогател на товарах для детей

Полтора миллиарда долларов американскому предпринимателю Марку Вейдону принесли отнюдь не бриллианты, которыми он торговал через интернет, а мишки, велосипеды и пижамы. Его стремительно растущий онлайн-проект Zulily, предлагающий товары для мам и детей, вот-вот позволит Вейдону войти в рейтинг 400 самых богатых американцев по версии Forbes
Американский предприниматель Марк Вейдон
Американский предприниматель Марк Вейдон (Фото: REUTERS 2014)

Марк Вейдон получил весьма престижное образование: сперва он окончил Гарвард, затем курс MBA в Стэнфорде. С 1992 по 1999 год Вейдон работал консультантом в Bain & Co. Именно тогда, будучи наемным работником, он пришел к идее создания своего первого бизнеса, компании по онлайн-продаже бриллиантов Blue Nile. Поводом для интереса к «драгоценному» бизнесу стал случай из частной жизни: как пишет Forbes, в 1998 году скромно одетый в футболку и шорты (он и теперь не слишком жалует официальный стиль) 28-летний молодой человек был не слишком любезно принят в магазине Tiffany, где он собирался приобрести кольцо для своей возлюбленной. К тому же ему не смогли внятно объяснить различия между двумя дорогими камнями. В результате в 1999 году Вейдон покинул Bain & Co и стал управлять собственной активно растущей ювелирной компанией.

Но одного успешного проекта Вейдону оказалось мало. В 2009 году история повторилась: он вновь создал компанию потому, что не смог найти подходящий ему товар в магазине, только теперь уже не ювелирном, а детском (он тогда украшал комнату для своей дочери). Так появилась идея онлайн-ретейлера Zulily, специализирующегося на товарах для мам и детей, а также для дома. Впрочем, в остальном два проекта Вейдона кардинально отличаются. «Blue Nile – это для мужчин, Zulily – для женщин. В Blue Nile средний чек – $1000, в Zulily – $50, в первом быстрая доставка, во втором – долгая», – так характеризует различия между двумя компаниями сам основатель.

Драгоценности для «чайников»

Компанию Blue Nile, продающую в интернете украшения с драгоценными камнями, Марк Вейдон основал, ориентируясь, как это ни странно, вовсе не на дам, а на представителей сильного пола. По его словам, большинство мужчин ничего не понимают в ювелирных изделиях, поэтому предприниматель решил не просто продавать драгоценности, но и подробно консультировать покупателей. «Наш слоган – «Образование и руководство», – объяснил он fastcompany.com. По его мнению, многие ювелиры используют различные хитрости – например, стараются окружить камни тайной, чтобы продать более дорогостоящие товары, что неприемлемо.

«Я искал справедливый подход... Нашел маленький магазин в Сиэтле, у которого был сайт. Они сказали мне, что покупать и что не покупать. Это была маленькая семейная фирма. И я купил у них кольцо. Через Интернет. Я приехал в Сиэтл, мы обедали с тем парнем, а затем я купил его магазин», – рассказал Вейдон. Так началась история Blue Nile в 1999 году. По данным сайта crunchbase.com, у компании было два раунда инвестиций: $42 млн в 2000 году (инвесторы Trinity Ventures, Vulcan Capital и другие) и $2 млн в 2001 году (среди инвесторов был Kleiner Perkins Caufield & Byers). По словам Вейдона, финансисты поверили в компанию, так как он приобрел уже работающий бизнес. «Этот магазин делал четверть миллиона в месяц на своем сайте. Мы рассказали об этом венчурным фондам, и им это понравилось, они все захотели поучаствовать в сделке», – рассказал он Зорану Орлову, автору книги «Как можно стать богатым, используя проверенные идеи миллионеров».

Тем не менее, находилось и немало скептиков, предрекавших компании провал. «Другие ювелиры были расстроены, они говорили, что мы даем клиентам слишком много информации», – цитирует Вейдона Орлов. Клиентам, однако, новый формат бизнеса пришелся по душе. На сайте покупатели могут сами выбрать бриллиант (при этом все характеристики даются языком, понятным для неспециалистов), вариант и параметры украшения, в который он будет вставлен.

«Мы получаем тысячи писем каждый год... Люди посылают нам цветы. К нам приезжают в гости. Одна пара из Северной Каролины нашла нас и решила приехать и посмотреть на людей, которые продали им их бриллиант. Мы видели невероятную страсть клиентов», – цитирует бизнесмена fastcompany.com. Еще один плюс для покупателей  – более низкие цены по сравнению с розницей. При этом поставки Blue Nile осуществляет почти по всему миру: не только в страны Северной Америки, но и в большинство европейских стран (Россия – одно из немногих исключений), в ОАЭ, Тайвань и на быстрорастущий китайский рынок. Финансовые показатели также свидетельствуют об успехе бизнеса: продажи за 2013 год составили $450 млн, чистая прибыль – $10,9 млн.

 

Как пишет Forbes, Вейдон вложил $1 млн в стартап в ноябре 2009 года и позвал бывшего партнера по Blue Nile Даррела Кейвенса участвовать в проекте. Уже через два с половиной месяца появился сайт Zulily. Как признался Вейдон в интервью GeekWire, он вовсе не был уверен в успехе проекта. «Мы дали ему [проекту] шесть месяцев, если за это время он не станет успешным, мы хотели его закрыть». До закрытия дело не дошло: продажи начали быстро расти и достигли $1 млн в месяц.

В дальнейшем объемы продаж росли столь же стремительно: за 2011 год чистая выручка составила $142,5 млн, за 2012 – уже $331,2 млн, за прошлый год - $695,7 млн. По прогнозам руководства компании, по итогам 2014 года выручка превысит $1,2 млрд. Zulily является одним из самых быстрорастущих онлайн-ретейлеров в США. «Я не ожидал такого роста», – признался его основатель GeekWire. Правда, первое время бизнес был убыточным. Неудивительно, что компании приходилось обращаться за помощью к инвесторам: в 2011 году финансирование от Meritech Capital Partners и других инвесторов составило $43 млн, в 2012 году – $85 млн (Andreessen Horowitz и другие фонды). В прошлом году компания впервые вышла в плюс: чистая прибыль достигла $12,9 млн.

В ноябре 2013 года Zulily весьма удачно вышла на фондовый рынок, разместившись на Nasdaq. Акции компании в первый день взлетели на 70% с $22 до $37,7. Сейчас они торгуются примерно по $37. Капитализация Zulily составляет почти $4,7 млрд. Состояние Вейдона, которому принадлежат чуть более 30% акций его детища, достигло $1,5 млрд. Свою долю в Blue Nile он почти целиком продал, в конце 2013 года покинул и все посты в компании.

Четыре совета начинающим бизнесменам от Марка Вейдона

Найти нишу:  «Для онлайн-стартапа крайне важно найти нишу, для которой не нужны традиционные магазины».

Помалкивать: «В стартапе, если дела идут хорошо, вам стоит вести себя тихо. Когда вы бурите и попали на нефтеносный участок, последнее, что вам нужно – это чтобы кто-то пришел и начал бурить рядом с вами».

Не спешить с приобретениями: «Мы сейчас близки к пику цикла, поэтому нужно наполнять сумки и не тратить деньги. Нужно быть очень осторожными».

Обращать внимание на детали: «Меня потряс Starbucks. Я разговаривал с одним из его топ-менеджеров и спросил его, как им удалось так вырасти, ведь другие тоже пытались, но у них не получилось. И он сказал: «Есть тысяча мелочей, влияющих на потребителя, в которых мы на 10% лучше других». Я думаю, это именно то, что мы делаем: фокусируемся на всех крошечных деталях, которые важны клиентам».

 

Успех Zulily Вейдон объясняет несколькими факторами. Во-первых, весьма обширной клиентурой, в том числе и потенциальной. «В США 39 млн мам, их траты составляют до 73% трат домохозяйств», – пояснил он в интервью GeekWire. Сейчас у сайта более 4,1 млн активных посетителей, при этом значительная часть из них (более 40% в Северной Америке) делает заказы с помощью мобильных устройств. Еще одно важное преимущество – очень широкий ассортимент, сайт сотрудничает с более чем 15 тыс. брендов, при этом продает товары по низким ценам. «У нас огромный ассортимент, который меняется каждый день. Мы с самого начала обращались и к небольшим поставщикам», – отмечает бизнесмен. Значимый фактор успеха, по его мнению – это «страсть покупателей и страсть продавцов»: «Мы любим людей, для которых шоппинг является удовольствием». По его словам, покупателей не пугают даже более длительные сроки доставки товаров, чем у других онлайн-площадок. «Мы могли бы сократить сроки доставки, но тогда бы нам пришлось уменьшить ассортимент и повысить цены. Мы спросили покупателей: вы хотели бы таких перемен? – Нет, не меняйте мой Zulily, – ответили они. Мы нашли модель бизнеса, где скорость не главное», – рассказал Вейдон.

По словам Вейдона, он не занимается сейчас ежедневным управлением, его роль в большей степени – «инвестиции и предпринимательство». «Я готов уступить славу другим людям в компании, они делают свою работу», – говорит основатель Zulily, называя своих сотрудников «суперстар».

Zulily и деньги

$695,7 млн – выручка компании в 2013 году

$1,2 млрд – прогнозируемая выручка в 2014 году

$12,9 млн – чистая прибыль в 2013 году, когда компания впервые вышла в плюс

$50 – средний чек Zulily

4,1 млн активных посетителей в настоящее время у сайта Zulily

70% – на столько выросла цена акций компании в первый день выхода на Nasdaq

$4,7 млрд – капитализация компании

 

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:51
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Глава Euroclear пообещала оспорить в суде план изъятия российских активов Политика, 15:45
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05