Домодедово ответило на новые претензии СКР
«Когда собственники аэропорта [Домодедово] получали лицензию на этот вид деятельности, там было четко прописано и обеспечение безопасности. В определенный момент они этот пункт убрали (...) Они нарушили положения лицензии», — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин 20 марта в интервью радиостанции «Вести ФМ». Он объяснил это желанием аэропорта сэкономить на работниках, ответственных за безопасность. Руководитель PR-департамента Анатолий Ходоровский это опроверг. По его словам, до 2012 года деятельность по обеспечению авиационной безопасности подлежала лицензированию, соответствующую лицензию Ространснадзор выдал компании «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити». «Изменения, о которых говорит представитель СКР, в лицензию не вносились. Обвинение, предъявленное сотрудникам аэропорта в рамках уголовного дела [об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли теракт 2011 года], также не содержит упоминаний об изменении лицензии», — сказал он РБК.
Ходоровский также прокомментировал слова Маркина о том, что террористы предварительно объездили все аэропорты и вокзалы Москвы, выбрав Домодедово как самый уязвимый. Он напомнил, что в приговоре по делу о теракте нет информации о проводимой смертником или его сообщниками сравнительной проверке безопасности.
Маркин признал, что в 2011 году отсутствовало требование о стопроцентном досмотре входящих, но обвинил аэропорт в формальном подходе: «Они не обязаны были всех досматривать. Но подозрительных типов досматривать необходимо. Если идет худой человек с большим животом и ноль внимания, наверное, со стороны аэропорта было формальное отношение [к безопасности]». «Недостаточная бдительность аэропорта к худым людям с большими животами едва ли образует состав тяжкого преступления», — парирует Ходоровский.
Внутренние инструкции
Как ранее объясняли представители Домодедово, изменения в порядок досмотра людей на входе были внесены в 2010 году. Речь шла об инструкции «Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс». Первая версия была утверждена в 2007 году. Она предполагала, что на входе дежурят как минимум двое сотрудников Службы авиационной безопасности (САБ). Они выбирают подозрительных людей и предлагают им пройти через рамки металлодетектора. В инструкции были перечислены подозрительные признаки: агрессивное или неуверенное поведение, наркотическое или алкогольное опьянение, не соответствующая погоде одежда, не соответствующий социальному статусу пассажира багаж, стремление человека смешаться с туристической группой и ряд других.
Отдельное внимание предлагалось уделять предполагаемым выходцам из Адыгеи, Дагестана, Ингушетии и Чечни, а также Афганистана, Азербайджана, Бахрейна, Грузии, Киргизии, Палестины, Саудовской Аравии и других мусульманских стран. Эта инструкция была согласована с Ространснадзором и линейным управлением внутренних дел (ЛУВД) в аэропорту Домодедово.
В 2010 году появилась новая технология досмотра. Она предполагала, что на входе дежурят один представитель САБ и один сотрудник полиции. Именно полицейский должен был выбирать подозрительных людей и направлять их через рамки, говорилось в инструкции. В отличие от предыдущей версии инструкция не содержала конкретного перечня признаков. По словам бывшего начальника ЛУВД в Домодедово Александра Трушанина, полицейские сами знали, кого считать подозрительным (допрос Трушанина есть в материалах уголовного дела).
На своей последней пресс-конференции в феврале, накануне ареста, владелец аэропорта Дмитрий Каменщик объяснял, что новая инструкция предусматривала большую роль полиции, так как правоохранители имели более широкие полномочия (например, в части личного досмотра пассажиров) и в отличие от сотрудников САБ были вооружены. Каменщик также подчеркивал, что ни одна из технологий не предполагала стопроцентного досмотра посетителей, этого не требовал и закон. Эта инструкция также была согласована с Ространснадзором и ЛУВД.
Допрошенный в рамках уголовного дела бывший полицейский Владимир Каверин, патрулировавший аэропорт в 2009–2011 годах, говорил об отсутствии существенной разницы между двумя технологиями (РБК удалось ознакомиться с его допросом). По наблюдениям бывшего патрульного, контроль осуществлялся формально, через металлодетектор направлялся лишь один человек из 50–60, входивших в аэровокзал.
Однако в приговоре по делу о теракте приводятся слова одного из сообщников смертника, который за несколько дней до теракта ездил в Домодедово и видел, что пассажиров никто не досматривает, рамки металлодетекторов стоят «просто так», а милиции в аэропорту «практически нет».
Помощь потерпевшим
В интервью «Вести ФМ» Владимир Маркин также прокомментировал намерение аэропорта Домодедово оказать благотворительную помощь пострадавшим от теракта, о чем стало известно на прошлой неделе (первоначальный объем фонда составит 150 млн руб.). Представитель СКР узнал об этом из СМИ и выразил сомнение, что средств хватит всем.
«Как я уловил, там речь идет о 30 потерпевших. Но на сегодняшний момент предъявили иски по возмещению ущерба 62 человека. И общая сумма ущерба, по-моему, 1,036 млрд руб.», — сказал Маркин.
Он также связал получение помощи с «одним из адвокатов», который «готов даже вступиться за Каменщика». Ранее о своем согласии с прекращением уголовного дела против владельца аэропорта и топ-менеджеров объявил адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы 42 жертв теракта.
Ходоровский в беседе с РБК опроверг утверждения, будто у аэропорта существуют какие-то лимиты по предоставлению благотворительной помощи. «Ограничений на численность пострадавших, которые могут получить благотворительную помощь, не установлено. Обращения будут рассматриваться от всех пострадавших, не только той группы, интересы которой представляет Игорь Трунов», — подчеркнул он.
Ранее стало известно, что СКР сам активно ищет жертв теракта, которые затем подают гражданские иски в рамках уголовного дела. «Среди потерпевших есть много иностранцев, граждане Австрии, Таджикистана, следствие занимается их розыском», — говорил РБК адвокат Трунов. Как писала газета «Ведомости», СКР намеревался арестовать имущество аэропорта для обеспечения этих исков.