Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Битва за триллион: почему рынок онлайн-торговли в России ждет передел

Крупные офлайн-ретейлеры вытесняют из электронной торговли мелких и средних игроков. Борьба идет за рынок, который, вопреки кризису, растет на 25–30% в год и к 2016 году достигнет 1 трлн руб.
Фото: Lori
Фото: Lori

​Российский рынок e-commerce чуть сбавил темпы, но продолжает активно расти, свидетельствуют данные аналитического подразделения компании InSales. По ее данным, совокупный оборот интернет-магазинов в России за 2014 год вырос на 31%, до 612 млрд руб. — это около 2% от общего объема розничной торговли в России. В 2013 году рост в этом сегменте торговли составил чуть более 34%, в 2012-м — 36%. Число интернет-ретейлеров за прошлый год выросло на 10%, до 43 000, количество онлайн-заказов увеличилось на 10%, доля выполненных заказов — на 1–2 п. п., а средний чек — на 8–10%, подсчитали специалисты исследовательского агентства Data Insight.

Продажи физических товаров в интернете составили 440 млрд руб., а каждый покупатель потратил на них около 15 тыс. руб. за год. С учетом виртуальных товаров — музыки, ПО, фильмов и т.д. — средний годовой чек увеличивается до 20 тыс. руб., подсчитало издание Eаst-West Digital News.

Все в дом

Лидерами роста в он​лайн-продажах стали товары для дома — оборот в этой категории товаров достиг 31 млрд руб. (+60% к 2013 году). Но больше всех по-прежнему зарабатывают продавцы электроники и бытовой техники: в 2014 году оборот в этом сегменте вырос на 31%, до 147 млрд руб. На втором месте — обувь (93 млрд. руб., +21%), на третьем — компьютеры и комплектующие (68 млрд. руб., +22%). Медленнее всего росли продажи косметики (всего +11%, 10 млрд руб.) и цветов (+7%, 2,8 млрд руб).

В ближайшие годы рынок интернет-торговли продолжит расти на 25–35% в год, его оборот уже к 2016 году достигнет 1 трлн руб., прогнозируют аналитики InSales. Для сравнения: в 2014 году офлайновая розница выросла всего на 2,7%, а за четыре месяца 2015 года упала на 6% к тому же периоду прошлого года, заявил 20 мая глава Минпромторга Денис Мантуров.

Продолжающийся вопреки кризису рост e-commerce — главное событие 2014 года, считает основатель East-West Digital News Адриан Хенни. Похоже, это мнение разделяются традиционные офлайновые ретейлеры, которые начинают вытеснять с рынка небольшие компании.

Крупные игроки становятся еще больше и начинают выходить на новые рынки — небольшим участникам рынка интернет-торговли приходится противостоять гигантам из офлайн-ретейла и из числа поставщиков, отмечают аналитики InSales.

Гроза домохозяек

Экспансия традиционных ретейлеров в онлайн означает передел рынка электронной торговли в России. В 2014 году он недосчитался многих небольших игроков, специализировавшихся на продаже электроники и бытовой техники, говорится в аналитическом бюллетене InSales.

Среди жертв оказалось и несколько ветеранов российского e-commerce — в 2015 году на продажу были выставлены компании «Сотмаркет» и «Ютинет». Из-за высокой конкуренции их основатели приняли решение уйти в регионы. Проблемы начались у магазина Vasko (в начале года ходили слухи о его закрытии, но владельцы опровергли эти планы, подтвердив, что сокращают штат и ищут партнера-инвестора) и онлайн-проекта группы компании «Связной» Enter (для проекта будут искать новую модель). Конкуренции не выдерживают даже крупные игроки — в прошлом году закрылся онлайн проект X5 Retail Group — Е5.ru. Он просуществовал 2,5 года, но не достиг плановых результатов. В итоге X5 решила сосредоточиться на развитии офлайновой торговли.

Другая тенденция — укрупнение больших интернет-ретейлеров за счет вытеснения с рынка более мелких игроков, пишут аналитики Data Insight. По их данным, с октября 2013 года по октябрь 2014 года трафик небольших интернет-магазинов с посещаемостью от 20 тыс. до 200 тыс. в месяц упал в среднем на 2%, падение трафика сайтов с посещаемостью менее 20 тыс. составило 10%.

«Если раньше в онлайн-ретейл приходили домохозяйки, ветеринары и вчерашние студенты, то сейчас в него идут те, кто уже умеет торговать», — объясняет директор по маркетингу InSales Артем Соколов. Это и крупный офлайн-ретейл, и совсем мелкий бизнес — например торговцы с «Горбушки» или с рынка «Садовод», которые умеют зарабатывать и очень быстро учатся продажам онлайн, рассказывает эксперт.

На рынок активно выходят офлайн-игроки, и это создает сильную конкуренцию, соглашается сооснователь Data Insight Федор Вирин. Тенденцию подтверждает и отчетность традиционных ретейлеров. Например, продажи «Эльдорадо» в интернете по итогам 2014 года выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб. (общие продажи — 131,7 млрд), у «М.Видео» рост составил 90%, до 18 млрд руб. (общие продажи — 207,57 млрд). Гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко в интервью РБК говорил, что на онлайн-продажи в его сети приходится уже больше 20% выручки.

Продуктовые ретейлеры также осваивают интернет: первой среди публичных компаний онлайн-магазин запустила в феврале сеть «О`кей».

Другая угроза для участников рынка e-commerce — компании, которые продолжают использовать серые схемы и зарубежные интернет-магазины — и те, и другие могут предлагать товары по более низкой цене, экономя на налогах, отмечает представитель Ассоциации компаний интернет-торговли Антон Большаков.

Выжившим небольшим онлайн-игрокам придется либо расширяться в сторону офлайна, либо попытаться выделиться на фоне конкурентов незаурядным уровнем обслуживания и гибкостью цен, пишут в своем исследовании «Тотальные продажи»​, 2015 год. Ретейлеры и вызовы времени» аналитики PwC. Ближайшие годы будут для онлайн-продавцов непростыми и потребуют значительных инвестиций в развитие используемых ими бизнес-моделей, заключается там же.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Бытовая техника"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 00:26
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 00:26
Трамп оценил статью о «бессильной» Европе в стороне от мира на Украине Политика, 00:46
Конец эры в «Формуле-1». Почему гонщики опасаются нового сезона Спорт, 00:30
В ЮАР радиоведущей предъявили обвинение в вербовке в армию России Политика, 00:25
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значитПодписка на РБК, 00:01
Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции Политика, 00:00
Александр Бастрыкин: «Борьба с коррупцией – это марафон» Мнение, 00:00
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 08 дек, 23:38
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 08 дек, 23:30
Вашингтон пригрозил отказом Трампа от урегулирования на Украине Политика, 08 дек, 23:15
Путин продлил ограничения на покупку долей в иностранных компаниях Финансы, 08 дек, 23:13
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 08 дек, 23:00
Путин подписал указ о призыве россиян из запаса на военные сборы Политика, 08 дек, 22:59
Зеленский назвал претендентов на пост Ермака Политика, 08 дек, 22:52