Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Чек-лист для бизнеса: какие возможности оптимизации вы упускаете РБК и Райффайзенбанк, 17:44 Соперник боксера Усика вышел на взвешивание в маске «Джокера» Спорт, 17:43 Главы МИД Армении и Азербайджана начали переговоры в Женеве Политика, 17:32 Россиянка опровергла сообщение WSJ об источнике компромата на Трампа Политика, 17:31 Софико Шеварднадзе — РБК: «Пандемия — это великий ускоритель» Социальная экономика, 17:30  Марк Мобиус назвал лучшие активы и страны для инвестиций Инвестиции, 17:20 Акции Hertz сняли с торгов биржи Нью-Йорка Инвестиции, 17:19 Какие технологии помогают роботам «выйти в люди» РБК и Intel NUC, 17:15 Интервью Костина РБК о будущем рубля и коронакризисе. Видео Бизнес, 17:05 Первый кроссовер Ferrari замаскировали под Maserati Levante Авто, 17:02 Более 100 человек пострадали в результате землетрясения в Турции Общество, 17:01 Академик РАН предложил открыть факультеты медицинской безопасности Общество, 16:57 Против главы КС Украины завели дело после слов о госперевороте Общество, 16:52 Зидан заявил об улаженных разногласиях между футболистами «Реала» Спорт, 16:48
Бизнес ,  
0 

В Швеции расследуют подозрительные сделки Bombardier и окружения Якунина

Власти Швеции заподозрили местную «дочку» канадской Bombardier в том, что компания использовала связи людей из окружения Владимира Якунина для заключения контрактов на постсоветском пространстве, пишет «Новая газета»
Фото:Benoit Tessier / Reuters
Фото: Benoit Tessier / Reuters

По данным издания, проводившего расследование вместе с телеканалом SVT и «Радио Канады», шведская полиция заинтересовалась реконструкцией железной дороги в Азербайджане, тендер на которую получила Bombardier Transportation — «дочка» канадской транспортной компании Bombardier.

По данным правоохранительных органов Швеции, компания напрямую участвовала в написании тендерной документации. «Такого рода помощь со стороны заказчика, конечно, не может быть бесплатной, так что мы подозреваем взятку», — заявил занимающийся расследованием прокурор Томас Форсберг.

В бумагах из внутренней переписки сотрудников Bombardier Transportation полицейские обнаружили упоминание Юрия Ободовского и Алексея Крапивина, которые, как указывалось, «входят в небольшую группу влиятельных людей, которые имеют доступ к Владимиру Якунину, а через него практически ко всем главам железных дорог в бывших советских республиках».

«Новая газета» указывает, что в соответствии с заключенными контрактами оборудование для железных дорог Азербайджана Bombardier Transportation продавала российской «дочке» через британскую компанию Multiserv Overseas Ltd. При этом по ходу движения оборудования стоимость сделки выросла в пять раз. Multiserv Overseas далее уводила деньги в офшорную компанию, конечным собственником которой выступал Крапивин.

В шведской прокуратуре утверждают, что в настоящий момент расследуется лишь сделка с Азербайджаном, хотя «Новая газета» говорит о том, что по такой же схеме оборудование поставлялось в Россию и Монголию. В последнем случае также использовались посредники, связанные с Крапивиным и Ободовским.

В настоящее время один сотрудник Bombardier Transportation, гражданин России Евгений Павлов, арестован, трое членов совета директоров компании находятся в статусе подозреваемых.

Издание напоминает, что именно Bombardier лоббировала исключение Якунина из канадского санкционного списка в 2014 году.

Представитель Якунина Григорий Левченко заявил «Новой газете», что бывший глава РЖД никогда не встречался с Ободовским, а с Крапивиным у него никогда не было совместного бизнеса.

Алексей Крапивин — сын скончавшегося в 2015 году Андрея Крапивина, давнего знакомого и советника «на общественных началах» экс-главы РЖД Владимира Якунина. Компании Крапивина-младшего и его партнеров — крупнейшие подрядчики РЖД, которые принимают участие в строительстве и реконструкции БАМа и Транссиба, писал в апреле 2016 года журнал РБК.

О деле шведской «дочки» Bombardier стало известно в начале марта. Официальных представителей компании заподозрили во взятках на общую сумму $77 млн. Однако схема, по которой шли деньги, тогда не раскрывалась.

20 марта «Новая газета» назвала Крапивина одним из крупнейших бенефициаров вывода денег из России по так называемой молдавской схеме. Издание утверждало, что с 2011 по 2014 год он был единственным бенефициаром двух компаний — Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., зарегистрированных в Белизе и Панаме. По данным издания, компании получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA $277 млн, или около 8,4 млрд руб. По данным «Новой газеты», почти все средства поступили от фиктивных офшорных компаний, в пользу которых молдавские судебные приставы списывали деньги со счетов российских банков.