СМИ узнали о планах ВЭБа войти в капитал РЖД
В 2021 году госкорпорация ВЭБ.РФ может войти в капитал РЖД и получить большое представительство в совете директоров компании, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на инвестпрограмму и финансовый план РЖД на 2021–2023 годы. По данным газеты, финальное обсуждение этих планов пройдет 24 декабря.
Среди документов — проект протокола совещания, который предлагает обеспечить нормативными актами потенциальное вложение 82 млрд руб. в РЖД со стороны ВЭБ.РФ — «с льготным периодом по выплате дивидендов начиная с 2025 года», пишет газета. По словам одного из ее собеседников, представительство ВЭБа в совете директоров РЖД будет не пропорционально взносу и составит до пяти кресел в совете из государственной квоты. Сейчас в совете 14 человек.
В ВЭБ.РФ сообщили «Коммерсанту», что им «о таких планах неизвестно» и рекомендовали обратиться в правительство. В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова от комментариев отказались.
Также в ближайшие годы РЖД будут рассчитывать на другие крупные субсидии, пишет газета. По ее данным, в первом полугодии 2021 года Минфину, Минтрансу и Минэкономики поручат принять правительственный акт, который позволит РЖД в 2022–2023 годах учесть субсидии из федерального бюджета на 70 млрд руб. в год в 2025–2026 годах. Это сформирует кредитный рычаг в 127,4 млрд руб. в 2022 году, который пойдет на финансирование инвестпрограммы и покрытие процентов и налога на прибыль от субсидии, указывает «Коммерсантъ».
Кроме того, документы предусматривают госфинансирование для новой линии Кривенковская — Сочи, которая должна заменить дорогу вдоль черноморского побережья. В 2020–2030 годах проект получит из средств ФНБ 330 млрд руб., пишет газета. Также, согласно проекту протокола РЖД смогут не платить дивиденды по обыкновенным акциям до 2024 года, направляя их на инвестпрограмму. В 2022–2023 годах РЖД планируют дополнительную точечную индексацию тарифов, в том числе сокращение тарифных преференций для инновационных вагонов и перевозок контейнеров и уравнивания тарифа на перевозку антрацита и коксующегося угля.
В начале декабря «Коммерсантъ» писал, что дефицит инвестпрограммы РЖД до 2025 года составляет 1,2 трлн руб. и компания планирует покрыть его с помощью господдержки. По данным издания, РЖД рассчитывали на взнос в уставный капитал в размере 289 млрд руб. в 2022 году, и на 127 млрд и 72 млрд руб. в 2024 и 2025 годах соответственно.
10 декабря владельцы крупных железнодорожных операторов на совещании у Белоусова предложили разрешить им эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования — сейчас такое право есть только у монополии. Предложение высказали владелец Первой грузовой компании (ПГК) Владимир Лисин и представитель «Трансойла» (принадлежит Геннадию Тимченко), рассказали РБК три источника, близких к участникам встречи. По их версии, такая мера позволит сократить ежегодные затраты РЖД на закупку подвижного состава и снизить дефицит инвестпрограммы монополии. РЖД выступают против допуска частных компаний на рынок локомотивной тяги, считая, что они заберут высокодоходные грузы и выгодные направления.