$2 млрд на масле: как африканец сделал состояние на семейном бизнесе

Родившийся в 1975 году Мохамед Девжи стал представителем третьего поколения семьи предпринимателей. Как пишет издание Ventures Africa, согласно семейной истории, его предки эмигрировали из Индии в бедную сельскохозяйственную местность Танзании - Сингида. Там они еле сводили концы с концами, занимаясь торговлей. Отец Мохамеда Гулам Девжи приобрел у одной женщины небольшой магазинчик и превратил его в довольно процветающий бизнес.
Сначала Мохамед учился на родине, но в 1992 году родители отправили его получать образование в США. В средней школе в Нью-Джерси юноша уже продемонстрировал лидерские качества: его избрали президентом школы - неплохое начало для иностранца. После получения степени бакалавра по направлению «международный бизнес и финансы» в Джорджтаунском университете в Вашингтоне амбициозный танзаниец получил работу на Уолл-стрит. Там, как пишет Forbes, он работал 100 часов в неделю, а зарабатывал всего лишь $60 тыс. в год. Этих денег не хватало даже на скромную жизнь. «Однажды я позвонил отцу и попросил его о финансовой поддержке. Я попал в финансовые тиски. Арендная плата за мою маленькую квартиру составляла $30 тыс. в год, более 30% от моей зарплаты уходило на налоги. Жизнь была на самом деле очень дорогой», - цитирует Forbes Девжи .
Отец сыну в помощи отказал, заявив, что тот только зря теряет время в Америке, и посоветовал вернуться на родину. Мохамед Девжи послушался совета отца и в 1999 году стал главным финансовым контролером в семейной Mohammed Enterprises Tanzanian Limited (METL). Тогда годовая выручка фирмы, торговавшей солью, сахаром, кондитерскими товарами, одеждой, а также оказывавшей транспортные услуги, составляла около $30 млн. Компания в основном импортировала товары и перепродавала их на местном рынке. Такой подход к бизнесу не устраивал предприимчивого Мохамеда Девжи. «Торговля приносила приличную сумму денег, но я всегда чувствовал, что это слишком пассивно. Мы импортировали мыло, и это мне казалось смешным. Почему мы импортировали мыло? Почему мы не могли изготовить мыло сами?», - говорит он. И Мохамед Девжи решил заняться производством товаров, а не только торговлей, несмотря на возражения отца, считавшего, что не стоит рисковать.
Экономика Танзании
$33,2 млрд – ВВП страны в 2013 году
На 7% выросла экономика Танзании в 2012–2013 годах
$1775 – ВВП по паритету покупательной способности (ППП) на душу населения Танзании
164-е место в мире занимает Танзания по ВВП по ППП на душу населения
80% населения страны занимается сельским хозяйством
Более 28% населения живет за чертой бедности
На 6% сократилось число живущих за чертой бедности с 2007 года
В 2003 году государство стало продавать за бесценок убыточные предприятия, и 29-летний Девжи решил воспользоваться этим. Он занял у отца $1 млн и приобрел мыловаренный завод, завод по производству пищевых жиров и мыла, а также несколько дышащих на ладан текстильных фабрик. Он по максимуму урезал расходы, вложил средства в технологии и квалифицированный персонал и менее чем через два года сделал предприятия прибыльными. Теперь эти производства входят в группу METL. Так, одно из них - 21st Century Textiles Limited - является крупнейшим текстильным предприятием Восточной и Центральной Африки. Ее мощности позволяют производить около 8,6 тыс тонн хлопчатобумажной пряжи в год (для сравнения, по данным Росстата, в 2012 году всеми предприятиями России было произведено за год около 85 тыс. тонн пряжи). Помимо этого, компания производит также искусственное волокно, традиционную африканскую мужскую и женскую одежду, ткани для различных видов одежды, домашний текстиль. Все текстильные производства METL, по данным издания Ventures Africa, приносят годовую выручку в $100 млн. Приобретенное в 2005 году предприятие по производству масла и мыла, East Coast Oils and Fats, было запущено год спустя, оно производит хозяйственное и туалетное мыло, а также пальмовое масло. Доля предприятия на местном отраслевом рынке - около 70%.