Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 00:42
В США заявили, что Байден хочет поехать на Украину, но пока не планирует Политика, 00:36
Зеленский заявил, что военные с «Азовстали» нужны Украине живыми Политика, 00:35
Винер словами Путина оценила запрет показа Олимпиад в России Спорт, 00:30
Против протестующих в Таджикистане применили слезоточивый газ Политика, 00:23
Как скажется на ситуации на Украине вхождение Швеции и Финляндии в НАТО Политика, 00:09
В России подорожали унитазы Общество, 00:00
С «Азовстали» выехали 10 автобусов с украинскими военными Политика, 16 мая, 23:40
Болезненные решения: как облегчить жизнь родственникам с инвалидностью Партнерский проект, 16 мая, 23:38
Главы МИД ЕС выделят Украине военную помощь на €500 млн Политика, 16 мая, 23:22
Клуб НХЛ подписал контракт с рекордсменом сборной России Спорт, 16 мая, 23:14
Генсек ООН предложил смягчить ограничения на экспорт калия из России Политика, 16 мая, 23:08
Умер первоиерарх Русской зарубежной церкви Иларион Общество, 16 мая, 23:01
В Кремле запланировали создать детское движение в юбилей пионерии Политика, 16 мая, 22:54
Бизнес ,  
0 

Почти половина россиян перешли на натуральное хозяйство

Доля россиян, выращивающих еду на своих огородах, увеличилась до 46%. Одновременно снижаются продажи продуктов питания в магазинах, свидетельствует исследование Gfk Rus
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Спасительный огород

За два года доля россиян, выращивающих овощи и фрукты на собственных огородах, выросла с 39 до 46%, при этом для 15% «активных огородников» производство собственных овощей является основным источником питания, рассказал РБК генеральный директор Gfk Rus Александр Демидов.

«Отмечается достаточно большой всплеск, люди переходят на собс​твенноручно выращенные продукты, это кризисная ситуация, несомненно», — сказал он, добавив, что доля россиян, занимающихся приусадебным хозяйством не для развлечения, а для пропитания, будет только расти.

Данную тенденцию подтверждает гендиректор отраслевого портала FruitNews Ирина Козий, отмечая, что пока она наиболее заметна в некрупных населенных пунктах. «Кроме того, есть ряд программ на уровне регионов, когда малообеспеченные и многодетные семьи обеспечиваются семенным картофелем на посадку весной. Подобные программы действуют в Бурятии, Кузбассе и еще ряде регионов», — говорит Козий.

Увеличилось не только количество самостоятельных агрономов, но и объемы посадок. Кроме того, все больше россиян пытаются заработать, продавая выращенную продукцию на ярмарках, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Впрочем, свой огород едва ли полноценно обеспечит россиян пропитанием. По мнению старшего аналитика по ретейлу и потребительскому сектору Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, использование личных подсобных хозяйств часто является лишь «иллюзией выгодного использования своих ресурсов» и с экономической точки зрения нерентабельно, учитывая стоимость посевного материала, удобрений, трудовых и временных затрат. «Вырастить несколько ведер картошки, огурцы, помидоры, зелень и собрать урожай яблок — вот, пожалуй, типичный набор продукции с личных подсобных хозяйств», — перечисляет Колупаева. При этом даже в нынешних сложных макроэкономических условиях в среднюю потребительскую корзину входит довольно широкий ассортимент продуктов питания — хлеб, растительное масло, молоко, овощи, крупы, макаронные изделия, напоминает она.

Привычка к кризису

«Потребительские настроения россиян несколько улучшились, хотя они по-прежнему остаются в отрицательной зоне», — отмечается в исследовании Gfk Rus «Российский потребитель — 2016: привычка к кризису». В апреле 2016 года о том, что кризис оказал непосредственное влияние на их жизнь, сообщали 53% респондентов, в июле — 46%. Доля россиян, отмечавших сокращение заработной платы, также уменьшилась — с 22% до 19%. Однако в 2014 году о сокращении зарплаты говорили всего 7% опрошенных.

Pro
Фото: Sean Gallup / Getty Images Принципы цифрового маркетинга Филипа Котлера: как работать с клиентом
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: Carl Court / Getty Images Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Что поменять в договоре, даже если санкции вас не коснулись
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Ничего особенного: как новые технологии «украли» харизму Starbucks
Pro
Какие ошибки в опционном договоре обернутся финансовыми потерями
Pro
Фото: Zuma \ ТАСС Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем

Согласно прогнозу аналитического центра Gfk, в 2016 году реальные денежные доходы населения снизятся на 5,1%. Таким образом, в действительности материальное положение россиян не улучшается, просто они привыкли к кризису и воспринимают текущую экономическую реальность более спокойно. «В России начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации, поскольку люди не верят в скорый выход из кризиса, — говорит Демидов. — Поэтому кризисные потребительские стратегии продолжают работать».

По данным Gfk, подавляющее большинство респондентов (75%) заявили о готовности отказаться от покупок товаров. В частности, по данным компании, больше всего россияне сейчас экономят на салонах красоты — это подтвердили 17% опрошенных. Также в числе попавших под сокращение расходных статей — покупка бытовой техники (16%) и косметики (15%).

Продажи большинства категорий продуктов питания также демонстрируют снижение. По данным Gfk, за год, с июля 2015 года до июля 2016-го, продажи молочных продуктов и мяса сократились в физическом выражении на 0,5 и 0,8% соответственно. Больше всего потребители стали экономить на сладостях и снеках (снижение на 3%), бакалее (-3,8%), хлебобулочных изделиях (-7%), а также рыбе и морепродуктах (-7,4%). В небольшом плюсе оказались замороженные продукты (1,1%), яйца (1,4%), свежие фрукты и овощи (1,5%) и детское питание (2,2%).

За этот же период стоимостной оборот товаров, купленных по промоакциям, вырос на 45%. А доля промоакций во всей торговле FMCG увеличилась с 12,2 до 14,1%, подсчитали в Gfk.

Обзор «Российский потребитель — 2016» был подготовлен на основе Всероссийского исследования Gfk Rus, которое проводится с 1991 года на основании личных интервью с 2,1 тыс. респондентами в различных городах и селах России в возрасте от 16 лет. Кроме того, использовались данные потребительской панели и мониторинга розничных продаж GfK.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Сельское хозяйство"