Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Застройщики начали искать замену европейским лифтам в Китае и Корее

На лифты западных производителей приходится почти 30% российского рынка
Девелоперы начали искать альтернативных поставщиков лифтов и деталей для них
Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Застройщики ищут замену на внутреннем рынке и в Азии. Несмотря на высокий уровень локализации, российские производители говорят о риске дефицита деталей
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Почти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, рассказал РБК представитель Минпромторга. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% и еще 15% — на Белоруссию, отметили в ведомстве.

Российские застройщики, использующие европейские и американские лифты в своих проектах, уже начали искать аналоги, а производители — пути локализации недостающих деталей. Но в производстве лифтов на территории России около 30% импортных комплектующих, предупреждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов.

Какие зарубежные лифты больше не ввозят в Россию

Западные компании, включая производителей лифтов, начали останавливать поставки в Россию в ответ на продолжающиеся боевые действия на Украине. В целом, по подсчетам Fortune, с 24 февраля, когда началась военная операция, 165 иностранных компаний полностью прекратили работу в России, 186 компаний приостановили операции и еще 26 сократили некоторые операции и заявили об остановке инвестиций.

Американская Otis на прошлой неделе перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. В компании заверили, что продолжат выполнять существующие договоренности и «по мере возможности» предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования. По данным Otis, доля России в выручке компании составляет около 2%.

Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство лифтов, она собирает их в Петербурге. Среди лифтов, установленных в России в 2021 году, на Otis приходится около 16%, и большинство из них произведено в России. Крупнейший производитель лифтов в России — Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ; входит в группу компаний «Дом.РФ») занимает около 20% рынка. Гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко рассказывал в интервью РБК в конце 2021 года, что завод планирует нарастить эту долю до 30–35%.

У Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов. Этот завод продолжает работать и принимать заказы, говорят в пресс-службе ЩЛЗ. В пресс-службе Otis не ответили на вопрос о работе этого производства, сославшись только на официальное сообщение компании о приостановке новых контрактов в России.

Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE также временно прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов. На компанию в 2021 году пришлось, по данным Российского лифтового объединения, менее 2,5% российского рынка. В российской пресс-службе KONE отмечают, что компания остается на российском рынке, но не уточняют, когда поставки будут возобновлены. Немецкая TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) заявила, что немедленно ставит на паузу новый бизнес в России. На этого производителя приходится около 1% поставок.

Компания Otis приостановила производство лифтов для России
Бизнес
Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

В России продолжает работать представительство швейцарской компании Schindler, компания исполняет заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. В сообщении российского представительства не сказано, принимает ли компания новые заказы, штаб-квартира компании не делала заявлений. О приостановке поставок в Россию не заявляли и некоторые другие европейские производители лифтов, например греческая Kleemann и французская Sodimas. Доли этих производителей на рынке в прошлом году составили менее 1% (у каждой). РБК направил запросы в TK Elevator, Schindler, Kleemann и Sodimas.

Где найти замену западным лифтам

Лифты, произведенные западными компаниями, в России используются прежде всего в коммерческом строительстве, например для торговых и бизнес-центров, высотных зданий, а также для жилья в ценовом сегменте выше среднего. Застройщики уже начали искать альтернативы этим производителям на азиатских рынках.

«Ситуация с лифтами сейчас сложная. Привычная линейка производителей в более высоких ценовых сегментах недвижимости меняется», — говорит директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов. По его словам, компания ведет переговоры с поставщиками импортного оборудования по исполнению заключенных договоров и рассматривает в качестве альтернативы продукцию корейской компании Sigma. «Но точного понимания ценовой политики и сроков поставки пока нет», — говорит Зимонов. В массовом сегменте компания закупает и продолжает закупать лифты у отечественных производителей. РБК направил запрос в Sigma.

Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России
Экономика
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

Директор по закупкам и тендерам группы «Самолет» Артем Блинов рассказал, что компания в последние две недели перевела все заказы на российские заводы. Доля импортных лифтов в проектах «Самолета» всегда была небольшой и составляет около 5%: это лифты KONE и Otis, которые устанавливаются на высотных объектах, все они уже поставлены, говорит Блинов. «Рассматриваем новые закупки на рынках Турции и Китая, — сообщил он. — Отечественные производители также освоили выпуск высокоскоростных лифтов для высотных зданий».

Ранее у российских компаний не складывалось активного сотрудничества с китайскими производителями лифтов, говорит Харламов. Он связывает это с тем, что они требовали частой замены запчастей, которые нужно было заказывать из Китая, и это осложняло обслуживание.

А девелоперская компания «Мармакс» пока не ведет переговоры с новыми поставщиками, говорит ее коммерческий директор Валерия Русакова. Она надеется, что лифты Otis можно будет продолжить закупать, но уже в Китае, где у группы есть подразделение с полным циклом производства. Но это приведет к увеличению сроков поставок.

Насколько независимы российские производства

По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.

В России есть заводы, которые готовы изготавливать лебедки для лифтовой отрасли. «Но здесь нужна будет поддержка Минпромторга как с точки зрения гарантирования объемов заказов, так и денег на модернизацию», — считает Харламов. Кроме того, в станциях управления лифтами используется микроэлектроника из Китая и Тайваня. «Если будут остановлены поставки этой микроэлектроники, возникнут сложности у производителей станций управления для лифтов», — предупреждает эксперт. Проблемы с чипами начались еще год назад, а сейчас запасы у производителей, по его оценкам, есть на три-шесть месяцев.

Но в пресс-службе Минпромторга заверили РБК, что «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается». «В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки», — говорят там.

Дефицит чипов растет. Как конфликт России и Украины может усугубить его
Подписка на РБК
Фото:Shutterstock

На ЩЛЗ работа по замене импортных комплектующих на российские разработки-аналоги началась в прошлом году, и сейчас доля импортной составляющей в продукции не превышает 10%, говорят в пресс-службе завода. Импортные комплектующие могут быть заменены на другие компоненты без ущерба качеству продукции, уверены там. «Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения, чтобы минимизировать трудности в производстве и сохранить эффективность работы завода», — заверили в пресс-службе ЩЛЗ.

У другого производителя лифтов, завода «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ), европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок, говорят в пресс-службе группы ПИК, крупнейшего застройщика жилья в России, в структуру которого входит этот завод. При этом ПИК не использует импортные лифты в строительстве жилья в России, добавили там.

В России работают более 20 российских производителей лифтов, их загрузка составляет около 75%, подчеркивают в Минпромторге. «Дефицита лифтового оборудования не ожидается, российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах, в том числе в рамках замены лифтов в жилых домах», — уверены в министерстве.

Чем отличаются западные лифты от российских

Высотность зданий, на которые возможно поставить лифты российского производства, ограничена, говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов: их нельзя установить, например, в небоскреб. При этом производители ведут разработки, проводят испытания для совершенствования продукции, добавляет эксперт.

Лифты Щербинского лифтостроительного завода пока монтируются на высоту до 110 м, то есть 42 этажа, а скорость их движения составляет 2 м/с, говорят в пресс-службе завода. ЩЛЗ поставляет лифты как для стандартных жилых домов, так и для домов бизнес-класса и офисных центров. На заводе «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) также есть разработки для сегмента бизнес-класса, говорят в пресс-службе ПИК.

В пресс-службе Минпромторга отмечают, что при содействии ведомства «ведущими российскими организациями» сейчас уже ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных скоростных лифтов и комплектующих к ним. К скоростным лифтам в министерстве относят подъемники со скоростью выше 2,5 м/с. МЭЛ работает над увеличением скорости лифтов с 2,5 до 4,5 м/с. Для сравнения: Otis устанавливает в небоскребах лифты со скоростью 12 м/с.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 13:01
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 13:01
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 13:21
Болельщики устроили погром на стадионе в Индии из-за Месси Спорт, 13:18
Как Китай перепридумал свою экономику РБК и ВТБ, 13:07
Таиланд заявил о продолжении боев с Камбоджей вопреки заявлениям Трампа Политика, 13:01
Ардашев выиграл спринт на этапе Кубка России, Большунов не вышел в финал Спорт, 12:57
Бывшего сенатора Тер-Аванесова объявили в розыск Политика, 12:48
Какой стиль отражает вашу личность. Тест РБК и ГАЛС, 12:45
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Биатлонист Латыпов выиграл спринт на этапе Кубка России в Тюмени Спорт, 12:41
Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне РБК и Ozon Travel, 12:41
Захарова заявила, что Зеленский «приперт к стене» из-за выборов и боев Политика, 12:33
Аршавин подтвердил информацию об урезании бюджета в «Зените» Спорт, 12:33
Bild сообщила о жестком давлении Трампа на Зеленского для заключения мира Политика, 12:27
Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм РБК и ГАЛС, 12:20
Вин Дизель сообщил, что для Криштиану Роналду написана роль в «Форсаже» Спорт, 12:19